Автовокзалы под застройку?

Пробки в Туле вызывает гиперавтомобилизация и неразумная транспортная политика.

Намедни горячее предвыборное время снова поставило ребром транспортную проблему в столице региона. Губернатор Алексей Дюмин на пресс-конференции в стенах Атриума в тульском кремле высказался по наболевшим вопросам туляков...

В первую очередь туляков волновали пробки — затруднения движения автотранспорта в часы пик, вызываемые личными автомобилями при массовых поездках на них на работу и с работы. А так же усугубляемые дерегуляцией общественного транспорта (выдачей лицензий на внутригородские перевозки для автобусов малой вместимости) и системной деградацией магистрального внутригородского транспорта — трамвая. Но губернатор ответил почему-то про автовокзальные павильоны, судьба которых внезапно закачалась на волоске. При этом наш молодой губернатор еще и неловко поставил вагон конки впереди лошади — предложил сначала снести старые автовокзальные павильоны, и только потом построить новые подальше от центра (видимо, имелись в виду автовокзал в районе Вечного огня у Трех штыков и автостанция в Заречье).

В.Н. Савченко. Архитектура городов-героев. Город-герой Тула

Согласно советскому генеральному плану времен развитого социализма действительно предусматривалась постройка нового автовокзала. Но там же  говорилось и о новых трамвайных депо, места под которые вовсе не предусматривалось застраивать жилыми домами, генерирующими все большие потоки поездок на работу на личном автотранспорте, которые каждый будний день запирают город в пробках. Советские города придерживались планировки, обеспечивающей пешеходную доступность общественного транспорта. Сейчас к такой планировке (TOD — transit-oriented development) стремятся во многих западных городах, проводя политику сдерживания роста количества автомобильных поездок на работу, и одновременно всемерно усиливая общественный транспорт. А наши власть предержащие, вместо того чтобы дополнить оптимальную для городов советскую планировку тем, что в ней отсутствовало — быстрым и производительным магистральным общественным транспортом — скоростной городской железной дорогой, единственно способной обеспечить возрастающие транспортные потоки нашего полумиллионника, продолжают точечную застройку существующих трамвайных парков и мест, где планировались новые.

Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах удобных для жизни. Стр 320

Полностью обособив трамвайные пути от автомобилей и мало-помалу, без коллапсов, доводя их до кондиционного состояния, тульское транспортное начальство уверенно могло бы вытеснить маршрутные такси чисто экономическими методами, просто проводя системное комплексное развитие транспортной инфраструктуры. Но не задействование интермодальности — бесплатной пересадки с одного маршрута тульского транспортного «гулливера» — Тулгорэлектротранса — по будням, в эти самые злополучные часы пик лишает его конкурентного преимущества перед транспортными лилипутами — держателями лицензий на частный извоз. Последние, кстати, строго блюдя исторические традиции нашего города, в средствах не стесняются, и как могут «добавляют масла в огонь» тульских пробок, попутно блокируя на остановках городской транспорт, а то и просто последовательно объезжая маршруты муниципального транспортного гиганта.

Так что же руководит деятелями, подсовывающими губернатору идеи, не решающие, а только усугубляющие транспортную ситуацию в городе? «Это глупость или измена интересам горожан?» — спросит меня вдумчивый читатель. Отвечу прямо. И глупость, и измена. И импотенция, и бездарность, и провокация и обычная жадность. Без всего этого не могло сложиться того, что сейчас сложилось. К сожалению личные предпочтения хозяйствующих элитариев, накладываясь на их же некомпетентность и ненасытность, а также на разжигаемые капиталистической идеологией в народе потребительские страсти способны еще больше усугубить транспортную ситуацию, и так не приличествующую городу-герою. Для более емкого и образного представления отношения к транспортной ситуации в Туле можно перефразировать слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского, которые произносит петербургский чиновник «из подполья»: «Туле ли стоять в пробках, или вот мне чаю не пить (читай – на своем автомобиле не ездить)? Я скажу, что Туле стоять в пробках, а чтоб мне чай всегда пить». Эти слова вполне отражают как разожженное в народе потребительство, так и, по всей видимости, специфическое потребительство хозяйствующих элитариев. Тех, кто не способны понять, что честная работа на общее благо горожан, а не популистское удовлетворение несоразмерных городу излишне индивидуализированных транспортных потребностей далеко не всех его жителей, принесло бы им гораздо большие дивиденды, чем сегодняшняя их неудовлетворительная работа.

 

Дмитрий Кураев, РВС.