Комментарий к законопроекту № 969153-8
«О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»
16 июля 2025 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесён Проект федерального закона №969143-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разработанный, как следует из Пояснительной записки, во исполнение решений, принятых в рамках прошедших в Государственной Думе «правительственных часов» 27.11.2024 по вопросу повышения роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства и 11.02.2025 по вопросу разработки Стратегии развития образования в Российской Федерации (Постановления Государственной Думы от 11.12.2024 № 7498-8 ГД, от 18.02.2025 № 7849-8 ГД), на которых обращалось особое внимание на необходимость развития новой модели начального профессионального образования, обеспечивающего подготовку квалифицированных кадров по профессиям рабочих и должностям служащих.
25.09.2025г. законопроект принят Государственной Думой в первом чтении. Установлен срок для представления поправок к законопроекту ко второму чтению до 24.10.2025г.
Законопроектом предлагается дополнить ст. 8 ФЗ №273-ФЗ частью 2.1., предоставить право органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять государственную поддержку профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих лицам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию по программам основного общего образования, или получившим неудовлетворительные результаты.
Начальное профессиональное образование — обучение, которое можно назвать базовым. Диплом о начальном профессиональном образовании получали квалифицированные рабочие и служащие до 2013 года.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ начальное профессиональное образование было исключено из структуры образования и приравнено на основании пункта 2 части 1 статьи 108 к среднему профессиональному образованию.
Как показала практика, это было ошибочное решение, приведшее промышленные предприятия к кадровому дефициту.
До принятия ФЗ №273-ФЗ подготовка по программам начального профессионального образования проходила в профессионально-технических училищах (ПТУ). Они готовили представителей рабочих профессий за один-три года, как правило были спутниками крупных промышленных, торговых предприятий, выпуская квалифицированные кадры по требуемым профессиям на постоянной основе. По программам ПТУ больше внимания уделялось практическим навыкам, а не теоретическим дисциплинам. Таким образом, воспроизводство кадров было чётко организовано, структурировано и стабильно. Сегодня навыки рабочих дают колледжи и техникумы в рамках СПО.
Согласно Федеральному закону от 1 апреля 2025 г. № 40-ФЗ «О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования» лица, получившие основное общее образование в 2025 году в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте, и не набравшие минимальных значений результатов государственной итоговой аттестации для приёма на обучение по образовательной программе среднего общего образования, имеют преимущественное право приёма в государственные образовательные организации этого субъекта Российской Федерации для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. Эксперимент внёс в работу средних профессиональных организаций городов Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области, участников эксперимента, неразбериху и аврал. В срочном порядке в короткие сроки были переписаны программы. Количество обучающихся кратно увеличилось. Пришлось расширять площади образовательных организаций, вкладывать средства в приобретение оборудования, компьютерной техники. При этом ощутимее стала нехватка педагогических кадров.
Статья 60. ФЗ 273-ФЗ «Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении» предусматривает, что
«7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании)».
Указанная норма не содержит сведений о выдаче обучающемуся диплома/свидетельства по программе начального профессионального образования (профессионалитета) в стенах организации среднего профессионального образования.
Согласно части 10. Документ о квалификации:
«2) получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего)».
В организациях СПО обучение профессии рабочего или должности служащего по программе «профессионалитет» происходит в течение года-двух, что даёт возможность обучающемуся приобрести квалификацию по одной-двум профессиям. Однако, свидетельство о полученной профессии не является само по себе свидетельством о среднем профессиональном образовании, поскольку для получения диплома необходимо закончить полный курс обучения в пределах 3-4 лет и успешно пройти государственную итоговую аттестацию.
Обучающиеся, случайно попавшие в конкретный колледж, выбрав методом тыка профессию, не могут отчислиться из учебного заведения в случае осознания своей ошибки, поскольку существующая система всеми силами старается удержать обучающегося в стенах организации. Напрашивается вывод: бюджетные средства, столь необходимые для благих целей, используются впустую. Необходимо дать свободу выбора нерадивым ученикам, и не препятствовать их отчислению из организации с выдачей справки о прослушанных дисциплинах, чтобы студент не терял время, занимая чужое место, «обучаясь» профессии, по которой никогда не будет работать.
Разноуровневая система профессионального обучения в одной и той же образовательной организации вносит путаницу в образовательный процесс.
Необходимо перейти к простой и понятной системе, вернув в структуру начальное профессиональное образование, отделив его от среднего специального образования.
По свидетельству педагогов средних профессиональных образовательных организаций существующая система не способствует выполнению поставленной государством задачи перед организациями СПО по множеству причин.
Идея получить классных специалистов, востребованных на рынке труда из обучающихся, не сдавших государственной итоговой аттестации по окончании 9 класса, не освоивших программу основного общего образования, обречена на провал.
Подростки, оказавшиеся за бортом средней общеобразовательной школы, в основной своей массе не были готовы к выбору профессии. Жёсткие правила, закрывшие им возможность продолжения обучения в 10 классе, поставили их в условия принудительного продолжения обучения в организациях среднего профессионального образования. Не имея представления о профессиях, со слов самих же подростков, они выбирали факультеты «по приколу». А отсутствие какого-либо конкурса с одновременным первоочередным зачислением всех подряд девятиклассников в учебное заведение, завершили отрицательный отбор, результаты которого на сегодняшний день плачевны: подростки массово пропускают занятия в связи с незаинтересованностью в обучении, не соблюдают дисциплину на уроках, во время учебных занятий устраиваются на работу, не показываясь в колледжах месяцами. В одном из колледжей, участвующем в эксперименте, за полтора месяца работы образовательной организации причинён материальный ущерб на сумму около полутора миллионов рублей: разбиты помещения туалетов, разбита дорогостоящая техника, компьютеры. Некоторые подростки являются на занятия в нетрезвом состоянии. Позволяют себе нецензурную брань, драки в стенах организации.
Несмотря на Приказ Минпросвещения России от 27.03.2025 N 243 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся … мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2025 N 81979), меры к подросткам не применяются. Более того, министерства «стимулируют» руководство колледжей не исключать подростков из учебных заведений, поскольку от количества контингента зависит финансирование организации и зарплата преподавателей.
По словам преподавателей среди поступивших много детей с ментальными отклонениями, которые в принципе не в состоянии освоить программы по некоторым профессиям, связанным, например, с использованием в работе компьютерных технологий.
После выпусков никто не интересуется, куда именно трудоустроились выпускники, цифры статистики говорят в общем о трудоустройстве, но не обязательно по выбранной специальности. Поэтому не приходится делать выводы о качестве полученного образования.
При неумеренном увеличении контингента обучающихся одновременно производится сокращение штата педагогов и технических работников. Бюрократическая нагрузка с заполнением вала документов, плохо работающих цифровых платформ, проблемы с финансированием организаций, проволочками с госзакупками – всё это тяжёлым грузом накладывается на плечи трудовых коллективов организаций, и на руководство, и на педагогических, и на технических работников. При укрупнении групп увеличивается нагрузка на преподавателей, но вместе с тем снижается заработная плата в связи с уменьшением часов, что неизбежно приводит к увольнению преподавателей, переходу на другую работу, где за то же рабочее время, безо всяких переработок они получают гораздо большую зарплату.
От созданной невразумительной структуры страдают все участники образовательного процесса:
Обучающиеся девятиклассники, поскольку вынуждены поступать в средние профессиональные организации не по призванию, а от безвыходности. Одиннадцатиклассники, окончившие средние школы, не имеющие возможности поступить в организацию среднего профессионального обучения по выбранной специальности, поскольку все бюджетные места в первоочередном порядке достаются условным двоечникам, а им предоставляются места по остаточному принципу.
Педагоги свидетельствуют, что студенты, поступившие в колледж после 11 класса на оставшиеся бюджетные места, выбирают специальность осознанно. Серьёзно относятся к учёбе. Такие выпускники действительно могут составить профессиональную элиту общества. НО подобные уже принятым и намечающиеся к принятию законы физически, в количественном выражении сокращают выпуск специалистов и профессионалов, поскольку тактика изначально выбрана неправильная: лучшие ученики допускаются к учёбе в последнюю очередь. Только на творческие специальности проводится конкурсный отбор. Негодными средствами невозможно достигнуть хороших результатов. По словам педагогов – это глубокая ошибка думать, что человек, не сумевший сдать ГИА, сможет стать хорошим специалистом: любая профессия требует школьных знаний. Диплом выдаётся о среднем специальном образовании, о полученной специальности, а не только о приобретённых профессиях. Нет смысла «прятать» лентяев в колледжах и освобождать их от службы в армии. Если родители не сумели их воспитать, так пусть армия перевоспитает.
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации (ФЗ №273-ФЗ) предусматривает, что:
«2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от …социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования…».
Часть 2 ст. 43 Конституции РФ гласит об общедоступности среднего профессионального образования.
Таким образом, в настоящее время уже действуют неконституционные нормы, ущемляющие права выпускников 11 классов, не гарантирующие им общедоступность среднего профессионального образования, дискриминирующие их по признаку принадлежности к группе прилежных учеников, сдавших ГИА, дающие группе обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию незаслуженное преимущество при поступлении в организацию среднего профессионального образования.
Родительская общественность, профессиональное педагогическое сообщество трубят о снижении качества образования, но депутаты, конечно же из благих намерений, тут же предлагают законы, от выполнения которых невозможно отказаться «особо одарённым» обучающимся: зачем же им трудиться, постигать науки, когда создаются все условия, чтобы, не учась, в приоритетном порядке поступить в колледж попрестижнее и получить ДИПЛОМ о среднем профессиональном образовании! А дурной пример заразителен. Способные ученики тоже могут взять такой приём на заметку. Вот и ждите, господа-людоардеры, квалифицированных кадров на своих предприятиях.
Между тем, принятие поправок в ФЗ «Об образовании», восстановление в структуре начального профессионального образования могло бы кратно увеличить количество работников в производственной сфере, поскольку потоки обучающихся после 9 и после 11 классов смогли бы не пересекаться и не соревноваться за место в образовательной организации, так как обучение могло бы проходить в разных учебных заведениях. Рабочие профессии и квалификации желающие могли бы получать по сокращённой программе «профессионалитета» в ПТУ, а специальности можно было бы получать желающим по углублённым программам «специалитета» в колледжах и техникумах.
В случае принятия обсуждаемого законопроекта № 969153-8 вопрос о фактическом разделении профессионального образования на начальное и среднее не произойдёт, то есть не будет создано никакой «новой модели начального профессионального образования», тем более, законопроектом даже само понятие «начального профессионального» образования не прописано, не введено в правовое поле. А между тем, при принятии закона, во всех организациях среднего профессионального образования в стране начнётся работа по принятию новых программ по профессиональному обучению, что приведёт к дополнительным тратам бюджетных средств при отсутствии инфраструктуры для получения качественного профессионального обучения.
Все находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе законопроекты, и уже принятые в области образования законы в своей совокупности представляют лоскутное одеяло, дыры в котором штопаются маленькими заплатками.
Представляется, что меры, предлагаемые законопроектом №969143-8 не смогут коренным образом решить проблему воспроизводства кадров рабочих и служащих высокой квалификации, и наиболее правильным выходом из данной тупиковой ситуации являлись бы меры по восстановлению и возвращению в структуру образования начального профессионального образования, как самостоятельной траектории подготовки кадров.
ПРЕДЛАГАЕМ:
-
разработать и принять дополнения и изменения в Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Дополнить часть 3 ст. 5 после слов: «3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования,» словами «начального профессионального»; (статья 43 Конституции РФ не упоминает о гарантиях общедоступности и бесплатности в числе указанных начальное профессиональное образование, как не упоминает и о гарантиях в отношении начального общего, среднего общего образования, однако законодатель статьёй 5 ФЗ №273-ФЗ закрепил в правовом поле такие гарантии, в связи с чем не может быть препятствий и для закрепления в законе гарантий для начального профессионального образования);
-
Дополнить часть 5 ст. 10 после слов «В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:» словами:
«1) начальное профессиональное образование»;
-
Дополнить часть 4 ст. 60 после слов: «документов об образовании и о квалификации (» словами: «свидетельства о начальном профессиональном образовании;»;
-
Дополнить часть 7 ст. 60 после слов: «7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):» следующими словами: «начальное профессиональное образование (подтверждается свидетельством о начальном профессиональном образовании);»;
-
Дополнить часть 5. Ст. 73 после слов: «Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ» дополнить словами: «начального профессионального образования;»;
-
Внести дополнения и изменения в другие законы, направленные на развитие новой модели начального профессионального образования, обеспечивающего подготовку квалифицированных кадров.
21.10.2025г.
Эксперт-юрист ОООЗС РВС,
судья в почётной отставке
Виноградова Л.Н.
-