(См. часть 1 по ссылке) Информацию мало скрыть, ее нужно подать соответствующим целям директора-модернизатора образом. Во-первых, решение о реорганизации принимают сами директора. Директорам было очень удобно и спокойно жить своими школами, своими небольшими коллективами, им абсолютно не были нужны детские сады с их кроватями, покрывалами и горшками. И по собственному желанию ни один директор не захочет делиться властью и увеличивать себе объем работы.
Но сверху дан приказ и прямым текстом сказано, что вышестоящие руководители приказали провести реорганизацию, а те, кто не хочет это делать, могут не работать директорами.
Видео с совещания директоров СЗАО г. Москвы:
На этом совещании ныне уже бывший руководитель Северо-Западного окружного управления образования Анисин А. А. рассказывает директорам о том, как проводится реорганизация образовательных учреждений в округе и кто останется работать директорами. "Из песни слов не выкинешь..."
Соответственно, директора начинают «принимать добровольное решение» о реорганизации. Но когда директоров “до того” было 2 – 3, а заведующих детскими садами 4-6, то теперь должен быть 1 директор и 1-2 заместителя директора по дошкольной ступени. Тут то и начинается внутренняя «грызня». Все директора и заведующие ставятся перед выбором: совесть или деньги + власть.
Те директора, которые выбирают совесть, а это люди, которые видят весь глубинный смысл реформ, понимают, что преобразования направлены на разрушение системы образования, на перевод образования в сферу предоставления услуг и потребления, люди, которые понимают, что страдать будут прежде всего дети, сразу же подвергаются гонениям и давлению сверху.
Вот в этой ситуации и всплывает основная проблема, которая не позволяет тем немногим директорам, которые хотят поступить по-человечески, реализовать свои начинания. Встает в полный рост проблема атомизации общества, проблема отсутствия межличностных связей, проблема отсутствия общих идей и смыслов. Даже у таких руководителей не созданы коллективы, объединенные общей идей, общими смыслами. Разрозненность и недоверие. Как проявляются эти проблемы на практике?
Директор решил бунтовать и отстаивать права детей, традиции своей школы. Сам, один, он не может ничего, надо как минимум иметь поддержку всего педагогического коллектива, родителей и учеников своей школы. Скорее всего, этого все равно будет мало. При средних шансах на успех нужна поддержка товарищей, коллег – руководителей образовательных учреждений района, округа. В совсем хорошем варианте есть объединение единомышленников по всей Москве и великолепный вариант – это объединение школ всей России.
В большинстве своем директора, учителя уже так привыкли работать в противоборстве с родителями, детьми, друг с другом, что простая мысль опереться на своих же коллег и воспитанников даже не приходит в голову директорам-бунтарям. Те же, кто обращаются к родителям, сталкиваются с неоднородностью «народа», с их раздробленностью и обособленностью, порожденной самими же педагогами.
А неверие в людей, в смыслы, неумение уйти от потребительской позиции (попользуюсь этими родителями и брошу их), отсутствие духа, то, что директора уже давно не педагоги, а в основном эффективные и не очень менеджеры, ведет за собой неудачу. Люди чувствуют фальшь и боятся, не верят и разбегаются по углам.
В дополнение к этим проблемам возникает и проблема общества конкуренции, где «человек человеку зверь». Коллеги – директора – мало того, что бегут от такого «совестливого сумасшедшего», так еще и придавливают, подставляют, «забивают» выскочку.
Нет связей, обычных человеческих отношений, все дерутся за кормушку.
В такой ситуации в полный рост поднимаются «шакалы Табаки», руководители, тщательно отобранные и воспитанные Департаментом образования.
Именно к таким и относится директор школы № 1900. Уже более 15 лет этот «педагог» варится в управленческой образовательной среде. Он пересидел на своем месте смену руководства в Северо-Западном окружном управлении образования, в Департаменте образования г. Москвы.
Контингент его школы создан: основная отличительная черта – такая «чуть выше нищеты поднятая элитность», которая считает себя средним классом. Это школа с углубленным изучением английского языка, в которой не настолько хорош уровень преподавания языка, как велик «престиж» учреждения. Школа презентовала себя всегда учреждением для «непростых» детей, «непростых» и умеющих «вкладываться» в образование родителей. Такое, заточенное на успешность, состоящую из карьерного роста и бизнес-роста, образование дает школа. При этом осознанно воспитывается холодный, рассудочный, бездушный, прагматичный подход к жизни, воспитываются успешные потребители, способные выживать в мире конкуренции и без оглядки на человечность биться за место под солнцем.
И вот встает вопрос о реорганизации и выборе тех, кто займет место под солнцем.
Кто же с другой стороны?
А с другой стороны директор средней общеобразовательной школы № 1062, Волкова С. А. В начале 2000 она пришла в обобранную и разваленную школу, которую оставил тот самый Нестин С. А.
Дело в том, что в 90-е годы два школьных здания были одной школой, директором которой был Нестин С. А. В одном здании находилась начальная школа, а другом средняя и старшая. В результате очередных реформ-преобразований произошло разделение, Нестин С. А. забрал тех, кто «поэлитнее», и благополучно перебежал в одно из зданий, где и открыл не просто среднюю школу, а школу с углубленным изучением! уже не простую какую-то там!
Остаток учеников и педагогов получил желтое здание, номер 1062 и нового незнакомого директора. Прошло немного времени, и директор школы трагически умирает, так и не успев, да и не имея сил, начать поднимать школу. Очередной период безвластья и перемен – и вот в школу приходит обычная, простая женщина Волкова С. А. Школа досталась ей в ужасном материально-техническом состоянии, ободранная, поломанная, с неработающими туалетами и умывальниками, уставшими от таких условий учителями. НО, именно в таких сложных условиях и остались именно те ученики и учителя, которые не сбежали в «теплые места», именно те, кто остался верен своей школе.
С 2002 года две школы – 1900 и 1062 функционировали в отдельном режиме. С 2005 по 2012 гг. школа 1062 осуществляла свою работу в соответствии с новым статусом «Школа здоровья». «Школа здоровья» – это школа, работа которой основывается на таком важном принципе, как принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.
Выбор этой модели обучения был сделан для детей и родителей, а не для того, чтобы угодить вышестоящим организациям, выслужиться и «набрать баллов» в рейтинге без учёта, а иной раз, и идя наперекор интересам детей. Вот так для блага детей и начала жить школа № 1062.
Режим «школы здоровья» предусматривает пребывание детей в школе до 18 вечера, если есть такая потребность у детей и родителей. Самое главное, что дает такая школа – это возможность детям научиться жить в коллективе, научиться взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, научиться общаться.
И только в школе, в которой не только дают знания (часто не заботясь о том, взяли ли их), но и воспитывают детей, есть такая уникальная для полноценного развития человека возможность социализации.
Социализации, проходящей не стихийно, а формирующейся в условиях образования и воспитания, целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и общества, к которому он принадлежит.
В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание, происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Директор школы № 1062 Волкова С. А. поставила перед собой цель создать школу, выпускающую из своих стен настоящих членов общества, граждан своей страны, людей, ответственных за свою деятельность и умеющих жить в обществе.
Для реализации комплекса задач, направленных на достижение этой главной цели, должны были быть созданы условия. Медленно, но верно был сделан ремонт на всех этажах, сменился состав поваров в школьной столовой, намного вкуснее и качественнее стала еда.
Параллельно решались самые главные задачи школы – создавалась широкая сеть дополнительного образования, решались вопросы организации досуга, внеурочной занятости детей.
Еще одним важнейшим звеном воспитательной системы школы является школьное самоуправление, развитие которого помогает учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, способствует привитию навыков культуры общения, умения жить в коллективе, что является немаловажным в самостоятельной жизни человека вне стен школы.
Вся система внеурочной занятости детей, сложившаяся в школе №1062, была направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.
Но необходимо понимать, что организация воспитания детей не будет полноценной без участия родителей. И тут приходит на помощь система работы Управляющего совета. В школе №1062 родители не только не отстранялись от участия в управлении школой, они привлекались, зазывались и действительно участвовали.
Управляющий совет школы действительно, а не фиктивно, работал в школе № 1062, интересы детей и их родителей действительно, а не фиктивно, учитывались.
К моменту реорганизации в 2013 году в школе № 1062 функционировала великолепная сеть дополнительного образования, большинство кружков были на бюджетной основе. Уникальное достижение школы № 1062 – сводный детский хор для детей от 7 до 15 лет.
Директор школы № 1062, Волкова С. А. Отчетный концерт в школе № 1062 г. Москвы за 2013/2014 учебный год.
Руководитель хора Зайцева О. П. – создатель авторской программы, позволяющей в рамках общеобразовательной школы заниматься вокально-хоровой деятельностью на уровне музыкальной школы. Музыкальное развитие представлено в комплексе. Есть уроки сольфеджио, возможность заниматься игрой на музыкальных инструментах. Известно, что комплекс музыкальных способностей получает свое развитие в процессе музыкальной деятельности детей, главное – желание развивать музыкальные способности и создание условий для развития. Такие условия были созданы в школе № 1062. Дети, желающие дополнительно заниматься музыкой, объединялись в один класс, так возникло понятие «музыкальная параллель». Для детей «музыкальной параллели» были организованы класс-группы, в которых учителя начальных классов являлись еще и воспитателями групп продленного дня.
Детям, посещающим музыкальные классы, удобно всем вместе посещать дополнительные занятия хорового пения, есть возможность заниматься в рамках сводного хора – младшего (1- 4 классы), среднего и старшего. Дети находятся все время в школе, в одном здании, родителям не нужно водить детей в учреждения дополнительного образования. Педагоги знают детей и родителей, налажено взаимодействие между педагогами для комплексного обучения и воспитания.
Помимо музыкального направления, функционировала сеть дополнительного образования по другим направлениям. Это: естественнонаучное, социально-педагогическое, техническое, физкультурно-спортивное, художественное.
Экскурсия по школе № 1062, телеканал "Доверие"
А что же вторая? Школа с углубленным изучением английского языка № 1900, которой руководит директор Нестин С. А.? Эта школа пошла по пути достижения успешности, комфортности, эффективности, результативности и «рейтинговости».
Такие задачи, как развитие системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, повышение конкурентоспособности и престижа учреждения, развитие межрегионального и международного сотрудничества как инструмента совершенствования образовательной программы и развития социальных контактов обучающихся, сотрудничества в целях адаптации обучающихся к социальной сфере региона в связи с перспективами развития города Москвы как международного финансового центра и как многокультурного города были явно поставлены в приоритет.
Говоря проще, школа создана для талантливых и одаренных детей, которые живут в «особом перспективном финансовом и многокультурном регионе – Москве».
В школе ведется активное сотрудничество с рядом британских и немецких учебных заведений, постоянно происходит обмен группами учащихся и педагогов. С 2007 по 2011 год прошло пять обменов учащихся с Лондоном, Штассфуртом, Мюнхеном и Гамбургом. Школа участвовала в международных проектах «Новые пути в Европе. Ученики против насилия», «Европейцы за мир: друг и враг в фокусе средств массовой информации». Уже пять лет в школу приезжает преподаватель из Германии г-н Зигфрид Лау, который проводит уроки-беседы с учащимися и дает консультации преподавателям.
И что плохого в том, чтобы изучать иностранные языки? Взаимодействовать с представителями из других стран? Ничего, если нет перегибов. А в школе № 1900 такие перегибы существуют. Самый главный – настоящая цель директора, то, ради чего он именно в таком ключе выстраивает образовательный процесс в школе. Вы думаете, ради детей – нет.
Ради, прежде всего, приближения себя и людей «своего класса», «социального слоя» к тому сладкому, либеральному, удобному, прянично-газонному европейскому миру. Миру, пропитанному духом толерантности, успешности, комфортности, эффективности, менеджмента и индивидуализма.
Ставка сделана на тот «средний класс», который хочет элитности, хочет быть модным, креативным, далеким «от быдла и толпы». Эти люди, заработав или заполучив денег чуть больше, чем другие, стремятся убежать и отгородиться от среднестатистических, простых людишек. А иной раз и денег-то нет, а хочется туда, в элиту, хочется быть хозяином, хочется «быть с лучшими». Это модно, это «правильно», об этом ярком и «бутиковом» мире кричит телевизор, этот глянцево-стразовый мир мерцает с рекламных щитов и переливается в торговых центрах.
Этим желанием «потреблять лучшее, чем у большинства» и пользуется директор.
Попасть в ГБОУ школа с углубленным изучением английского языка № 1900 не так-то просто! Она не для всех! Товар – статус школы, а не знания, – хорошо рекламируется и неплохо продается. Заплатив или «заполучив с определенным вложением» причастность к элитному миру, родители принимают правила и условия пребывания в оплаченном заведении.
Ведь если ты вдруг нарушишь правила – будешь уже не элитным и креативным, прогрессивным и европейским, а простым серым народом. А правила просты: за все надо платить, хорошее просто по определению не может быть бесплатным. Родители должны совершить успешное вложение денежных средств в образование чада, создать такой бизнес-проект – «успешный ребенок».
Для успешности и комфортности будущего существования нужны следующие вещи: хорошее образование (престижное, которое позволит зарабатывать много денег), знание наибольшего количества иностранных языков и создание наибольшего количества международных контактов, которое позволит работать в иностранной компании и закладывать свое будущее в Европе.
Во всем этом бизнес-проекте «Инновационная школа» есть эффективный менеджер-директор, который успешно продает услугу, и родители, которые ее покупают. Есть работники сферы услуг – учителя, которые как страусы «прячут голову в песок», наступают на свою профессиональную гордость и стараются не видеть, во что они превратились. Они судорожно цепляются за свои знания, умения, старясь не видеть этих воспитанных потребителей – учеников. А большинство просто перерождается окончательно в продавцов образования, отказавшись от воспитания – ведь его нельзя продать, да и воспитывать холодные расчетливые механизмы потребления невозможно.
И почти нигде в этой школе нет детей, людей. Такой огромный безжизненный механизм, хорошо смазанный, эффективно работающий, приносящий хороший доход. Все больше и больше баллов, все выше и выше место в рейтинге, все больше и больше прибыль.
Самое ужасное в этом механизме то, что он как мясорубка перемалывает живых детей, которых как куски мяса закидывают в нее ищущие успешности и элитности родители. Не модно и не нужно дружить – это очень затратно. Ради личной выгоды нужно делать все.
Идеальный выпускник такой школы – это человек с приоритетом личностных целей и интересов, со свободой индивида от общества, с главенством личных целей, с самостоятельностью действий личности, с высокой степенью автономности.
Вот такие две разные по своей сути школы оказались рядом в принудительном процессе реорганизации образовательных учреждений в 2013 году.
Продолжение следует...
Анна Кульчицкая, РВС.