Наконец дошли глаза посмотреть вторую часть «Отеля «Трансильвания»» – мультика, который в нашем прокате почему-то назвали «Монстры на каникулах». Хотя, да, все верно, оба мультфильма именно про монстров. Про милых и славных вампиров, зомби, оборотней и тому подобных существ. Вроде как вышедших в отставку или на пенсию и почти разучившихся пугать.
Вероятно, это связано с традицией «Хеллоуина», но монструозность в современных голливудских мультфильмах отождествляется именно со способностью пугать. Просто на уровне «Бууу!» – страшно, но безвредно. Или даже не страшно, а просто странно. Хотя, на самом деле, монстрами всегда считались существа, несущие реальную смертельную угрозу. Высасывающие кровь и пожирающие заживо или так или иначе убивающие и калечащие. Все прочие странные создания монстрами не считались. Например, наш отечественный домовой – вряд ли монстр, несмотря на выражение «домовой душит». Не были монстрами и многие разновидности британских и скандинавских «фейри», которые, порой, были дружелюбны к людям.
Персонажи дилогии – именно монстры, то есть существа действительно опасные. А главные герои и вовсе вампиры – сам Дракула и его дочка, прадедушка Влад (хотя тема питья крови ни разу не поднимается, и непонятно, чем вообще живы эти милые создания?). Но если в первом фильме подбор персонажей можно было принять за некий вариант приема «остранения», позволяющего смахнуть пыль с вечной темы «отцов и детей» и в необычном антураже поговорить о доверии к выросшим детям, о необходимости однажды отпустить их из семейного гнезда в большой мир, то темой второго мультфильма является именно монструозность. То есть идея, что быть монстром – это нормально. И выбрать для себя быть монстром – тоже нормально и даже полезно.
Сюжет сиквела весьма прост. Дочь Дракулы Мейвис выходит замуж за человека Джонни, который в первом фильме случайно забрел в отель «Трансильвания» и покорил ее сердце. В положенный срок у супругов рождается малыш – сынишка Деннис, такой же рыжий, как и папаша. И вообще, он слишком похож на человека, что очень тревожит деда Дракулу. Дракула хочет, чтобы внук стал вампиром, но ни малейшего намека на клыки, увы, не наблюдается. Вот уже совсем скоро малышу исполнится пять лет, а если к этому сроку клыки так и не вырастут – пиши пропало.
Дракула устраивает внуку множество испытаний, стараясь пробудить его вампирскую сущность, но терпит фиаско. В итоге он смиряется с тем, что его внук будет расти человеком. Но когда на сцену вдруг выходит действительно опасное существо, от которого маленькому Деннису приходится защищать свою подружку-вервольфа, полукровка «благополучно» превращается в вампира и надирает вражине задницу. Все счастливы. В итоге вывод получается такой: да, детка, все равно, монстр ты или человек... но быть монстром – это круто и сильно помогает в жизни.
На протяжении всего мультфильма тема толерантности не просто педалируется, над ней измываются всеми возможными способами. Показываются смешанные браки людей и монстров – в том числе и весьма дикие. Мама Джонни покупает Мейвис шляпу от солнца и мило щебечет – при этом очень заметно, что она просто изображает терпимость, а на самом деле хочет держаться подальше от этих «ненормальных». Папа Джонни пародирует этакого «просвещенного консерватора», который гордится, что он человек, но все же старается быть политкорректным. И, наконец, злодей – древний примитивный упырь – играет в мультфильме роль замшелого мракобеса, нетерпимца и врага перемен. Все вывернуто наизнанку – люди изо всех сил стараются быть терпимыми к монстрам и уже почти освоили эту науку, теперь монстрам предстоит научиться быть терпимыми к людям – и тогда все будет совсем хорошо.
На протяжении всего фильма меня не оставляло чувство, что за кадром некий настоящий монстр сидит и хихикает над натужными стараниями стать толерантнее... еще толерантнее... вывернуться наизнанку толерантности ради. В этом смысле весьма показательна сцена в детском лагере для юных вампирчиков. Тут, пожалуй, момент, в котором маски ненадолго сбрасываются, а попытки монстров стать белыми и пушистыми однозначно высмеиваются и осуждаются. Тут авторы явно на стороне Дракулы – долой мягкотелость, юных монстриков нужно воспитывать как можно жестче! Как тут не вспомнить элитарные закрытые учебные заведения в Европе и США, где по-прежнему практикуются весьма жесткие педагогические приемы, вплоть до телесных наказаний...
Но вернусь к главному событию мультфильма – превращению маленького Денниса в вампира. У посмотревшего мультфильм ребенка сложится впечатление, что защитить тех, кто тебе дорог, можно только озверев и отрастив клыки поострее. Это идет вразрез со всеми традиционными сказками, где вызов чудовищам бросают именно люди – и именно силой своей человечности! Можно, конечно, вспомнить мультик про кота Леопольда, где он побеждает мышей-хулиганов, приняв «озверин», но это было лишь временным эффектом, и в дальнейшем Леопольд научился давать отпор наглецам без сильнодействующих средств, оставаясь добрым и милосердным. Деннис же становится вампиром, клыкастым монстром, навсегда.
Похоже, герой-человек в Голливуде все больше выходит из моды. Нужно быть непременно или монстром или хотя бы мутантом, чтобы пробиться в герои. Персонажи-люди все чаще выглядят на фоне монстров или супергероев смешными и бесхребетными – как, например, добряк Джонни, который рядом со своей супругой Мейвис и ее родственниками часто кажется какой-то тряпичной куклой.
Вообще, в «Отеле «Трансильвания-2»» кроме умаления человека, прослеживается и умаление мужчины. Мейвис явно лидирует в семье. Супруг-человек монстрицы со щупальцами оказывается совершенно бесполезен в драке – за него сражается жена, бремя кучи детишек-вервольфов полностью лежит на папаше – это было показано еще в первом фильме, а если Деннис и защищает свою подружку, ведущей в их отношениях, проявляющей инициативу, все равно является она.
В общем, нужно признать, что голливудские детские мультики с каждым годом становятся все менее безобидными и все более напичканными вполне конкретным идеологическим содержанием. При этом вечные представления о добре и зле ставятся с ног на голову, а то и вовсе размываются, замещаясь совершенно другими системами понятий. И все чаще атакуется само представление о человеке и человечности, предпринимаются попытки приравнять человеческое и монструозное, воспеть пробуждение в человеке звериного начала (выросшие клыки), выставляя это чем-то не только приемлемым, но и положительным. Все это представляется крайне опасным.
Марина Александрова, РВС