Я учитель вне системы. Во время работы в школе, я преподавала рисование в начальных классах. Переход в формат дистанционного обучения, для моего предмета, губителен. Как можно преподавать рисование по Zoom? Безусловно, можно показывать детям фильмы и презентации о художниках и их творчестве, но научить рисовать класс через компьютер – это невозможно. И я не хочу это делать. Мой предмет – это живое общение с детьми, это работа с карандашом и кистью, это обсуждение чувств и эмоций, которые вызывают произведения искусства.
Получить достойное образование, и крепкие знания, посредством дистанционного обучения невозможно. Рассматривая данный вопрос, не стоит забывать о свойствах подростковой психики. Возраст подростка – сложный, противоречивый, и очень уязвимый. Говорить об устойчивой мотивации к обучению, и самоконтроле, тут не приходится. Таковы особенности возрастного развития. Учитывая, что урок в формате онлайн длится всего 30 минут, ребенок просто не успевает настроиться на продуктивное восприятие материала, отработать урок и закрепить полученные знания. Возникают существенные пробелы в знаниях, вследствие чего невозможно дальнейшее успешное усвоение учебного материала. Особенно это касается таких предметов как математика, геометрия, физика, английский, русский язык.
На мой взгляд, в профессиональной среде учителя не до конца понимают суть проектов ЦОС (Цифровая образовательная среда). Могу предположить, что это происходит от того, что руководство школ не информирует своих сотрудников о подобных перспективах и изменениях в системе образования. Да и у самих учителей не возникает желания вникнуть в суть вопроса и проще занять позицию страуса.
За время реформы образования у учителей отобрали право голоса. Формально, конечно же, их никто не лишал этого права, но учителей методично отодвигали от возможности открыто выражать свое мнение, касающееся процесса образования. Их превратили в идеальных исполнителей, которые не возражают, какими бы абсурдными ни были требования руководства. Конечно, речь идет не обо всех учителях. Есть среди них и те, кто имеет свое мнение. Но желание не выделяться, страх осуждения коллективом и страх быть уволенным блокирует желание высказывать свой взгляд. Учитель постоянно находится на виду у коллег, у учеников, у родителей учеников. А это сильное психологическое давление. Включается инстинкт самосохранения - "лучше промолчу, чем потеряю работу".
Можно предположить, что внедрение цифровых, компьютерных технологий в профессиональную деятельность учителя несет свои плюсы и наполняет мотивацию педагога новым смыслом. Это может мотивировать педагога применять данные технологии в подготовке уроков, повышая интерес к способам педагогической работы. Расширяются возможности более интересно и глубоко дать тему урока. В отличие от других профессий, профессия педагога относится к такому типу мотивации труда работников, для которых в первую очередь важны высокие человеческие и идейные ценности. И многие из них работают ради дела, которое любят, независимо от размера материального вознаграждения.
Но система оплаты труда у учителей сейчас такова, что одними лишь стремлениями к высоким целям на хлеб не заработать. А именно, на размер заработной платы влияют так называемые стимулирующие выплаты – что-то типа премии за хорошую работу. Одним из условий получения этих выплат является разработка и публикация уроков или материалов к урокам с применением цифровых технологий – презентация, видео-урок, интерактивная викторина и т.п, и публикация их на интернет-порталах для учителей. И, на мой взгляд, подобная мотивация имеет свои недостатки. Безусловно, на подобных порталах для учителей множество отличных материалов грамотно и добросовестно сделанных. Но также немало работ, мягко говоря, слабых, малоинформативных, которые на уроке использовать нельзя, сделанных, так сказать, для заветной галочки в табеле о стимулирующих выплатах. Это лишь одна из многих составляющих мотивации учителей с учетом внедрения Цифровой образовательной среды и дистанционного обучения.
И чтобы профессия учителя оставалась той уникальной профессией, для которой, прежде всего, важны человеческие ценности, системе образования необходимо пересмотреть вектор мотивации педагогов.
В условиях реализации дистанционного обучения в работе учителя пропадает такая важная составляющая как воспитание учеников. Воспитание крепко вплетено в процесс обучения. Учитель ежедневно, входя в класс, рассказывая новую тему, или закрепляя пройденный материал, или проводя классный час, ведет этот непрерывный процесс – обучение плюс воспитание. Ведь учитель всегда был, есть и будет примером для своих учеников. Общение через компьютер лишает обе стороны такого взаимодействия, обедняя саму суть профессии учителя.
На первый взгляд, цели внедрения в нашу жизнь ЦОС и ДО весьма благородны и перспективны. Но если заглянуть чуть глубже, то становится страшно. Цель – разделить и изолировать подростков. Цель - сломать существующую систему мотивации к обучению, познанию, творчеству. У детей не формируются навыки групповой работы, взаимоподдержкии, взаимовыручки, убивается навык делать что-то вместе. Цель – лишить подрастающее поколение успешной самоидентификации и интеграции в социум. Как следствие, формируется послушное общество, неспособное объединяться, принимать коллективные решения - общество, которым проще управлять.