Человечество постигнет фиаско, если оно отдаст развитие искусственному интеллекту


По мнению старшего преподавателя ВУЗа Новосибирска Алексея Ларичкина, дистант для школьников не сможет дать хорошего образования, поскольку детям нужен пример - живой учитель от Бога, к которому можно в любой момент обратиться по-человечески, а не по-канцелярски через узкий канал чата системы цифровой среды. Нужен учитель-воспитатель, который сможет донести что-то о достойном поведении в человеческом обществе, выслушать, подсказать. Не представляю, как это можно делать удаленно?

Кроме того, при дистанционном обучении у ребят нарушаются коммуникативные навыки, страдает дисциплина, поскольку не всякий ребенок может себя организовывать на учебу. Часто ему нужна соревновательная среда своих сверстников. У ребят что-то получилось, а у тебя нет, и это задевает, хочется решить самому или, на крайний случай, попросить помощи у сверстников.

В случае студентов дистанционный подход возможен как временная мера, но при этом уходят живое общение, спор, совместный поиск решения задач. Получение достойного образования в этом случае затруднено, поскольку замедляется практическое использование полученных знаний и навыков. Многие учащиеся даже не пропускают «через руку» увиденное, чтобы помочь себе усвоить материал. Студенты жалуются, что у них накапливается утомление от потока информации и общения через компьютер. Техника выступает как посредник и требует повышенного нервного напряжения и внимания при учебе через интернет по сравнению с очным обучением. По-видимому, в случае дистанционного обучения у людей не включаются невербальные каналы восприятия учителя и информации.

Наш советский психолог Рада Михайловна Грановская в своей работе «Элементы практической психологии» рассказывала о том, что человек усваивает информацию через движение, поэтому дети не могут усидеть на месте, когда узнают что-то новое. По мере взросления движения, помогающие запоминать материал, «погружаются» на уровень подсознания, но все равно выполняются, хотя уже без физического проявления. Поэтому я считаю, что непрерывное сидение за компьютером при минимуме движений не способствует усвоению материала.

О воспитании при дистанте говорить не приходится. Воспитание никак не осуществить через компьютер. Поскольку только словами воспитывать сложно, тут нужны образы, примеры и обсуждения. Нужен старший товарищ, который и объяснит, и направит. Обычно воспитываешь своим примером - как сам делаешь, так и подростки. А такая роскошь через окно монитора сильно урезается.

Русский ученый Сергей Подолинский, который получил положительный отзыв от Карла Маркса на свою работу о солнечной энергии и роли человека в ее максимизации на поверхности Земли, указывал, что важнейшей профессией на нашей планете является профессия учителя.  Поскольку именно учитель оформляет достаточно грубую живую материю-энергию в сложно организованных людей и их объединения, которые далее смогут выполнять задачу по максимизации и удержанию энергии на поверхности планеты через постройку городов, развитию культуры, техники, сельского хозяйства и т.п. 

Если вопросы воспроизводства и развития людей, стремящихся к высшим смыслам, доверят заниматься искусственному интеллекту (ИИ), то здесь очевидно, что человечество постигнет фиаско. В качестве помощника и подсказчика ИИ еще можно использовать, но делегирование ему функции воспроизводства человека - пахнет дурно.

Для меня очевидно, что организаторы цифровой образовательной среды  и дистанционного обучения  к высокому и светлому нас не ведут.  Насколько я понимаю, оба подхода нужны для формализации процесса отбора гениальных ребят в корпорации и для управления уровнем знаний масс народа. Внедрение же тьюторов может  сильно углубить разрыв поколений. Старшие товарищи будут существенно меньше наставлять ребят, и представители разных поколений могут перестать находить общий язык, что увеличит напряжение в обществе.