Челябинская область: «лишним людям» культура не нужна?

Оптимизация цивилизации

Заявление самого человеколюбивого мэра о «лишних 15 миллионах проживающих в деревнях людей», знает, наверное, каждый второй житель России. Но вот кто конкретно эти люди? И где конкретно они проживают?

Стоит высветить один «уголок» нашей необъятной и недооптимизированной. Это Челябинская область, Еткульский район и конкретно Селезянское сельское поселение. Здесь лишними людьми посчитали жителей сразу нескольких деревень. Эти деревни, как и многие другие в стране, убивали долго и с особым извращением. Сначала их лишили школы, детского садика, человеческого фельдшерского пункта. Затем им было отказано в дороге, доступной питьевой воде и газе. Ныне же оценивающее око благодетелей деревень обратило свой взор и на единственный очаг культуры и цивилизации, оставшийся от прошлой, «красной» эпохи. Ручонки дотянулись до поселкового клуба. У этого клуба долгая и непростая история: от советской избы-читальни и киноклуба до ночного клуба в проклятые 90-е и нынешнего места собрания на государственные праздники. Сейчас (до недавнего времени) в клубе собирались на посиделки пожилые люди, выступали коллективы артистов из района и просто устраивались чаепития. С клубом, который открывала советская власть сто лет назад для своего народа, в этот знаменательный год другая власть, не считающая народ своим, решила покончить — закрыть.

Лишний народ

Сразу же возникает два вопроса. Кто конкретно олицетворяет эту власть, и чем же собственно провинился клуб?

Этого «замечательного» человека зовут Василий Карпович. Он глава Селезянского сельского поселения и настоящий «хозяин» шести населенных пунктов: села Селезян и деревень Аткуль, Кораблёво, Назарово, Шатрово, Устьянцево. Вот, «похозяйничав» в этих своих «поместьях», Василий Васильевич и порешил клубы. Решил их закрыть в четырех из пяти деревень. Но если заглянуть на официальный сайт Селезянского поселения, то можно узреть там следующее ободряющее заявление:

«Не забывают в поселении и про досуг. Селезянский Дом культуры славится самодеятельным творчеством, а модельная „Павленковская“ сельская библиотека в 2015 году признана победителем областного конкурса как „Лучшая сельская библиотека Челябинской области“».

Именно в Селезяне находится «бункер» администрации сельского поселения и лично штаб-квартира самого господина Карповича, где наотрез отказываются отвечать на риторический вопрос: «Где деньги, Зин!?». Ведь это именно тот случай, когда «лучше один, но отличный, чем пять, но хороших». И господин Карпович, перфекционист по своей натуре, «в натуре» предлагает всем оставшимся без клуба лишним деревням ездить в его Селезянский клуб: можно семьями на подводах, можно в одиночку пёхом… а можно и за плату на автобусе. Демократия и свобода выбора!

Да, Василий Васильевич, с таким вашим подходом к человеческим судьбам, с такой любовью к вверенной вам территории, с таким вектором развития клубного направления селезянский клуб в самом скором времени смело может претендовать на звание «Единственный в своем сельском поселении»!

Причины и уголовное следствие

Вопросы, почему оно так, и за что это людям, имеют несложное объяснение. Нет, эти деревни не стали сектанскими скитами, они не потеряли в количестве своих жителей и даже не перешли на сторону оппозиции, оставив партию власти без голосов. Просто по «майским указам» президента Путина зарплаты бюджетников (врачей, учителей, работников культуры) уже с 1 января 2018 года должны стать выше средних по региону, а по некоторым категориям даже превысить их вдвое. А это означает, что заработная плата заведующим клубами стала бы около 17–25 тысяч рублей. Вот тут-то и нашли указы на голову. Собственно, по этой причине уволив заведующих клубами и заперев на ключ клубы, деревни и остались без признаков цивилизации… и без культуры.

Да и к самим клубам, на ремонт которых были выделены немалые бюджетные деньги налогоплательщиков и которые якобы были отремонтированы, у жителей есть большие вопросы. Особенно «претенциозно» посматривают на свой, вот-вот только что отремонтированный клуб жители деревни Аткуль. Как-то не по душе им пришлись дыры в новой кровле, суицидная краска на стенах, пошловатый крашенный на старое пол… Да и в целом решение дизайнера стилизовать клуб под казарму было воспринято селянами как неудачное. Также остался непонятым жителями и демонтаж всей отопительной системы клуба и замена обогревательного котла с разводкой труб по комнатам на старые, советские лепные печи. И дело даже не в том, что в деревне Аткуль пренебрегают стилем «vintage». Здесь данный стиль присутствует в избытке, просто сами печи уже лет как тридцать не работают...

В соседнем сельском поселении, где хозяйничает другой глава, совсем недавно в деревне Копытово, которое числом жителей куда меньше Аткуля, в буквальном смысле слова «отреставрировали» старый клуб. Теперь клуб может посоревноваться отделкой с иным столичным культурным заведением. Вот так — два главы, две деревни, а отремонтировали совершенно по-разному.

«Вассал моего вассала — не мой вассал»

Возмущенные такой «заботой» о быте крестьян жители деревни, по мнению главы сельского поселения, дерзнули написать своему «феодалу» требовательное письмо с просьбой оставить культуру в покое. Заявление было оформлено по всем правилам и передано Василию Карповичу. Однако он отвечать на письмо не возжелал. А возжелал он приехать в «восставшую» деревню. Извещение о визите его персоны было расклеено мало что не на собачьих будках деревни Аткуль. На собрании же Карпович заявил, что людишки могут писать жалобы куда угодно, что он никого не боится, что он сам себе начальник, и что платить обещанную президентом зарплату работникам клуба не намерен. Однако, велевши сыскать нового завклубом, обещал платить ему прежние копейки и клуб не закрывать. Обрадованные таким барским «куском в зубы», селяне решили, что отбились. Как оказалось рано. Карпович уже встал на «тропу войны».

«Боевые действия» не заставили себя ждать. «Восставшие» деревни спешно начали приводить к послушанию. Так, в День матери, когда господин Карпович пребывал на празднестве в деревне чужого поселения на открытии клуба и, улыбаясь на камеры, жал руки начальству, деревенские клубы в его родной «вотчине» стояли запертыми. Господин Карпович сидел в новом клубе деревне Копытово и заслушивался творчеством музыкальных коллективов района, а в это же время люди его управы напрасно стояли на морозе у дверей мертвого клуба. Творческие коллективы также ездили и по деревням, подчиненным самому Карповичу, однако «поцеловав» амбарный замок, отбывали восвояси. Да, международный День матери каждый встречал по-разному…

Тогда в надежде на «мужское» слово своего главы жители деревни Аткуль нашли себе нового завклубом. Но и надежда, и слово оказались пустыми. Карповича данная кандидатура не устроила, и он, проявив военную хитрость, отправил селян заново «искать и не сдаваться».

От «вражеского» журналиста федерального издания голова Селезянского сельского поселения лихо ушел на бреющем полете в «несознанку». На «наглые» вопросы, почему завклубами уволены, а клубы — закрыты Василий Васильевич ответил, что таковые клубы открыты, а всё прочее — «происки врагов». Когда же после очередного уточнения непосредственно у местных жителей о судьбах их культурных заведений журналист попытался перезвонить господину чиновнику, тот уже ушел в «глубокое подполье». На тот момент клубы стояли закрытыми уже третью неделю. Остаются они таковыми и по сей день.

«Лишние люди»

Сначала у этих людей отобрали водоколонки с чистой питьевой водой, дав взамен платного водовоза; затем школу, садик и общественную баню — теперь в этих зданиях живут люди. В этих деревнях никогда не было центрального водо- и газоснабжения, что заставляло людей жить в прошлом веке и вырубать на дрова сотни кубометров ближайшего леса в год. И всё, что у них оставалось до недавнего времени, это электричество, проведенное здесь советской властью, и ею же организованный клуб. Теперь у деревень отняли и клуб, повелев радоваться оставшемуся, с длительными перебоями, электрическому благу. Но долго ли быть «лампочке Ильича» последним светом в нескончаемом тоннеле оптимизации на пути к цивилизации?

И вот уже в дружеской беседе мэр 12-миллионной столицы и «теневой кукловод либерального крыла федерального правительства и российского ЦБ» смело делят жителей страны на нужных и ненужных.

При этом министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников фактически заявляет, что к 2035 году с неудачниками и нахлебниками будет покончено. Так, выступая 15 ноября 2017 года в Екатеринбурге на общероссийском форуме «Города России 2030: перекрестки возможностей», Смольников заявил, что регион ждет укрупнение. В ближайшие 10–12 лет муниципальные районы исчезнут, останутся лишь городские округа с населением более 100 тысяч человек и закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). А это значит, что сельские поселения исчезнут. Невидимые руки рынка, лихо и без жалости, оптимизируют мясницким ножом всё лишнее и всех ненужных.

«Он чином от ума избавлен»

Конечно, с высот «кремлевских башен», с этажей власти регионального министра, из окошек администрации сельских поселений все эти люди видятся совершенно лишними. И траты, ушедшие на поддержку остатков цивилизации и культуры на селе, чиновникам кажутся совершенно лишними. Вот только невдомек господину Карповичу, что и экс-министр Кудрин, и министр Смольников, и мэр Собянин, и все оптимизаторы в правительстве страны ничтоже сумняшись записали в лишних людей и самого Карповича. Оптимизация ждет и таких вот «карповичей». Именно к ним теперь примеряется разделочный нож экономистов Кремля. Равно как и сам Карпович решил сэкономить на людях в своем подчинении, так теперь будут оптимизировать его самого. Как для Собянина более 15 миллионов россиян оказались «невписуемы» в современный технологический уклад, так и гражданин Карпович стал «невписуем» в узкие рамки новосоздающейся административной системы. Ведь всё правильно: в капиталистическом мире всегда крупный хищник пожирает более мелкого. И спасение Карповича находится единственно в тех самых людях, которых он посчитал лишними. Теперь только сами жители Селезянского сельского поселения могут спасти очень мягкое и теплое место господина главы.

Солдаты нашей победы

У каждой эпохи, в каждом поколении есть свои победы и их солдаты. Наши предки, солдаты-выходцы из бывшего Селезянского совхоза строили клубы и налаживали быт в своих деревнях, бились с врагом и умирали за свою страну, за свои деревни. Их имена пока еще присутствуют на официальном сайте Селезянского поселения.

Ныне же у страны новые «солдаты добра». Например, такие, как господин Карпович. И «победы» его не менее значимы для всех лишних людей, нежели победы героев прошлых лет. Деяния этого вельможного господина мы все будем помнить вечно.

А пока в мертвые глазницы окон заколоченного клуба взирают глаза вечно живых бойцов советской победоносной армии, чей памятник в деревне Аткуль так несчастливо соседствует с тем, за что они отдали свои жизни.

 

Артем Шишкин, РВС.