На открывающем Год семьи мероприятии, конференции министр просвещения Сергей Кравцов предложил многодетным семьям самим заявить, чего им не хватает. Почему-то он стал предлагать варианты не по его ведомству: квартиры, ипотеки. Хотя на самом деле в рамках министерства просвещения можно здорово помочь семьям (не только многодетным), для начала хотя бы просто вернув качественное образование, основательно разрушенное реформами последних лет.
Поскольку Родительское Всероссийское Сопротивление имеет в своем составе многодетных родителей и много общается с многодетными семьями, мы совершенно точно можем сказать, какие именно изменения в сфере среднего образования помогли бы семьям.
1. Привлечение в школы высококвалифицированных педагогов. На самом деле, педагогов в стране много. Институты, как Вы верно заметили на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, их готовят.
Вот только огромное число квалифицированных учителей увольняются из школ и переходят в репетиторы: там они могут заработать гораздо больше. Обеспечьте педагогам достойные зарплаты и снимите с них несвойственные им функции: отчётность и слежку за семьями. Пусть учителя занимаются только учёбой и воспитанием детей. Тогда, мы уверены, многие из них придут в школы.
2. Повысьте требования к педагогам (только в комбинации с повышением зарплат, иначе отток педагогов из школ усилится). Сейчас в школах, за неимением лучших вариантов, зачастую преподают люди, закончившие двух-трех-месячные курсы и на самом деле не являющиеся педагогами.
3. Отмените объединение школ в образовательные комплексы. «Оптимизировав» школы таким образом, чиновники создали проблемы как учителям (вынужденным мотаться из корпуса в корпус в течение рабочего дня), так и ученикам.
Нам известны случаи, когда ученики вместо того, чтобы ходить в школу, расположенную по соседству с их домом, вынуждены добираться своим ходом до второй школы, расположенной в нескольких километрах от первой, потому что они считаются теперь разными корпусами одной школы и в одном «корпусе» учатся младшие классы, а во втором — старшие. А многодетная семья вынуждена платить ежедневно за такси, так как автобус ходит, но слишком редко.
4. Сейчас по всей стране происходит переход на систему «средневзвешенных оценок», при которых ценность учительских оценок (за работу на уроке и домашние задания) оказывается существенно ниже, чем за контрольные, оценки за которые идут с повышающими коэффициентами.
Это, во-первых, подрывает учительский авторитет и понижает мотивацию учеников к работе на уроках и дома. А во-вторых, за счет того, что разные школы вводят разные варианты этой системы, теряется возможность сравнивать образовательные успехи учеников разных школ, то есть контроля качества образования по всей стране таким образом.
5. Введите контроль качества образовательных успехов школ исключительно на основе анализа знаний учеников. Существующие системы рейтингования школ не позволяют сравнить качество собственно преподавания в них, а значит, и улучшать его.
6. Отмените ЕГЭ! Доходит до абсурда: московское правительство открыто признает, что ЕГЭ невозможно нормально сдать после обычного школьного курса и родители вынуждены нанимать репетиторов для подготовки к этому экзамену. Успешно сдающих ЕГЭ выпускников потом вынуждены доучивать в вузах, у ребят нет достаточного уровня знаний для учебы в институте, об этом давно говорят преподаватели вузов.
Разумеется, это не полный список желаемых изменений. Главное — вернуть качественное образование, за которое сейчас родители вынуждены доплачивать из своего кармана репетиторам. Особенно это тяжело многодетным, потому что такие траты возрастают кратно числу детей в семье. И это десятки и сотни тысяч рублей из семейного бюджета.
Владимир Васильев