Честь и достоинство учителей не защитить только законами

Борис Чернышов выдвинул законодательную инициативу о защите чести и достоинства педагогического работника.

 

В современной России учитель уже не имеет того авторитета, который был еще лет 30 тому назад, и причина этого отнюдь не в существующих законах. Повысить престиж учителя одним лишь росчерком законодательного пера, как предлагают в Госдуме, не получится.

В этом смысле намерение депутатов дополнить принципы госполитики, закрепленные в законе «Об образовании в РФ», пунктом «защита чести и достоинства педагогических работников», является чистой воды популизмом. Очевидно, что реальность не определяется только законами, согласно которым учитель отнюдь не бесправен.

В п. 3 ч.1 ст. 3 закона №273-ФЗ, который задает принципы госполитики, установлены «гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями», а также приоритет «прав и свобод личности». Права обучающихся (включая уважение человеческого достоинства и защиту от всех форм насилия) в 273 ФЗ перечислены в 29 пунктах.

Права педагогов при этом перечислены вдвое меньшим количеством пунктов, но среди них тоже есть «право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности».

Если бы всё определялось лишь этими пунктами, то не было бы ни случаев травли учителей со стороны детей и их родителей, регулярно освещаемых в СМИ, ни результатов соцопросов, показывающих падение авторитета учителя.

Значит, дело в другом. Эта проблема отсутствия уважения к педагогам не решается только указами и законами. Она глубже, ее корни — в переориентации общества на капиталистические ценности, в основе которых лежит эксплуатация человеческой слабости.

Учеба же предполагает ограничение, поэтому учитель для современных «митрофанушек» и «простаковых» стал назойливым раздражителем, которого нужно и должно поставить на свое место, причем непременно в самой грубой форме. Готово ли руководство страны ради ее будущего отказаться от «завоеваний» капитализма — большой вопрос.