Что должен делать учитель, а что ученик?

За всю историю становления педагогического процесса, самым важным и надежным способом образования учеников являлся процесс обучения. Родители часто не отличают одно от другого, и по мере сил занимаясь воспитанием детей, опираются на элементарные знания, собственные воспоминания из детства и здравый смысл, внутренне преследуя определенные чаяния относительно будущего своего ребенка.

 

Часто бывает, что подобный интуитивный (или инстинктивный) подход к воспитанию оправдывает себя и, более того, во многом совпадает со специальными научными методами из педагогики. Часто, но не всегда. Поэтому знание о научном подходе педагогики не испортит, но, напротив, систематизирует и облегчит процесс обучения родителями своих детей.

Итак, обучение. При обучении происходит как бы отражение в сознании ребенка реальной действительности. Обучение есть специфический процесс познания, но управляемый педагогом. Именно учитель задаёт вектор обучения, обеспечивая полноценное развитие ученика. Особенно в младших классах, когда психика школьника в большей степени чем когда-либо восприимчива к обучению, роль учителя в жизни малыша сложно переоценить.

 

Удивительно, но случается так, что учитель занимает более важное место в жизни учеников начальной школы, чем их родители. Именно потому, что учитель регулярно меняет жизнь детей, привнося в неё новые, интересные знания. «Учитель – солнце для вселенной» писал немецкий педагог Ф. А. В. Дистервег. Тем не менее, развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, и основой обучения всё-таки считается не преподавание, а учение.

 

Дело в том, что познавательная деятельность является основной деятельностью младших школьников. Впоследствии её сменяет другая – личностно-ориентированная или межличностная деятельность. Но познавательная деятельность никуда не исчезает. Оформленная в начальной школе, она заключает в себе единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В тех или иных формах, познание присуще многим живым существам. Но процесс обучения формирует из познания особый, присущий только человеку учебно-познавательный вид деятельности, то самое – учение.

 

Но вернемся к обучению как двуединому педагогическому процессу ученика и учителя. Перед учителем стоит задача обучить ученика. Что это значит? Это значит, что ученик в процессе обучения должен увеличить объем своих знаний, перейти от незнания или неполного знания к знанию полному. Ученик должен достигнуть нового качества в систематизации своих знаний, не только количественно, но и качественно их усложнить и структурировать. Наконец, у ученика нужно сформировать отношение к полученным знаниям, задать в построенной им самим субъективной картине мира морально-нравственные ориентиры. Иными словами обучение – это когда учитель дает ученику моральный компас, рассказывает историю его изобретения, разъясняет способ его устройства и показывает, как именно им нужно пользоваться, чтобы не заблудиться.

 

Таким образом, имеем три направления, которым должен следовать учитель. В педагогике они называются «функции обучения»: образовательная, развивающая, воспитывающая.

 

Образовательная функция подразумевает полноценное освоение учеником системы научных знаний и применение их на практике. Это значит, ученик осваивает обобщенную картину мира – естественнонаучную, философскую и т. д., знакомится с фактами, теориями, закономерностями. Эти знания вплетаются в структуру личностного опыта человека, с тем чтобы впоследствии мобилизоваться для получения нового знания. Конечный результат подразумевает эффективное, сознательное оперирование научными знаниями.

 

Развивающая функция в той или иной степени осуществляется при любом процессе обучения. Но важно направление на всестороннее развитие личности. И потому в педагогике введено понятие развивающего обучения. Начиная с 1960-х годов в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения: обучение в быстром темпе и на высоком уровне или обеспечение осознания учащимися процесса учения. Все устремления современной педагогики направлены на существенное расширение сферы развивающего влияния обучения.

 

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность. Воспитывающее обучение выражается в формировании взглядов, идеалов, убеждений, воспитании моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.

 

Реализация трех основных направлений обучения – задача любого воспитателя, педагога или родителя. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – залог здорового и процветающего общества.

 

Виталий Попов, РВС