Создатели. Фрумин И. Д.
Начало в[1],[2],[3],[4],[5],[6]
Исак Давидович Фрумин — научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.
Родился 8 октября 1957 г. в г. Черновцы. В 1979 году окончил математический факультет Красноярского государственного университета. В 1990 году стал кандидатом наук в Латвийском университете по специальности «Педагогические науки».
В 2001 году получил ученую степень доктора наук в РГПУ по специальности «Педагогические науки».
В 2007 году получил учёное звание профессора.
Работал в качестве приглашенного исследователя в университете штата Вашингтон (University of Washington, Seattle), Гавайском университете (University of Hawaii).
• Развитие систем высшего образования
• Закономерности развития образования в странах с переходной экономикой
• Образовательная политика
• Образовательные и жизненные траектории
Для представления о том, как Фрумин И. Д. видит будущее российского образования, хочу представить на суд читателей несколько цитат из его выступления. Полный текст работы размещен по ссылке: http://publications.hse.ru/chapters/151033741
И.Д. Фрумин.
Российское образование в 2020 году: проба форсайта
«Поэтому я подчеркну, что мы посмотрели на проблему, прежде всего с точки зрения задачи формирования и становления в России инновационной экономики. То есть базовый вопрос прост: если в России будет инновационная экономика, каким в ней будет образование? Каким должно быть образование, чтобы такое будущее осуществилось».
«…инновационная экономика принципиально гибка и нелинейна, причем это касается не только производственной или общественной жизни…
… знания включаются и меняют практический любой производственный процесс, включая процессы в сфере услуг (вообще, производство мало чем начинает отличаться от сервиса)…
… важнейшая характеристика инновационной экономики — это упор на креативность… Речь же идет скорее об индивидуальность, о креативности, о том, что один человек отличается от другого».
Получается, что образование нужно для поддержания и развития экономики. Инновационная экономика гибка, нелинейна, с невероятной скоростью смены технологий. Для «обслуживания» нужд экономики необходимы креативные, разнообразные (справится не один, так другой, таков его взгляд на проблему), легко обучаемые практики и исполнители.
«…образование как стержень карьеры в течение всей жизни…»
Много работать, чтобы много заработать и качественно потратить.
«…образовательные траектории будут выглядеть как высоко индивидуализированные и построены из модулей, - может быть, не в 2020 году, а немножко дальше, начиная с некоторого уровня базового образования. Фактически, человек будет складывать свою траекторию образования в течение жизни, вместе с траекторией своей карьеры, постоянно получая новые квалификации, новые сертификаты и складывая академические степени…»
«…Мы полагаем, что в условиях инновационной экономики и высокой трудовой мобильности система образования изменится абсолютно радикально, и мы будем обсуждать ее не как систему длинных траекторий, которую мы заранее задали, а как систему возможностей…»
«…большая часть педагогических докладов говорили о внешних требованиях к ученикам. Я поражен этим: «образовательный процесс определяется требованиями государства, общества т.д.» То, что образовательный процесс определяется в первую очередь требованиями, интересами, потребностями самого обучаемого — это, по-моему, настолько банальная вещь, что я не понимаю, зачем педагоги ищут кошку в комнате, из которой она уже убежала…»
И это личностно-ориентированный подход в обществе потребления. Всем хорошо — потребитель потребляет и обслуживает, его обслуживает другой потребитель, который потребляет. Вечное движение на одном уровне, все при деле. Одни в своем слое по кругу движутся, другие в своем слое…
«…Здесь принципиальный ход состоит в том, что мы уверены, что традиционное понимание фундаментальности как совокупности золотых канонов знаний будет уходить.
… Основой фундаментальности будут становиться некоторые ключевые компетентности и знания, необходимые для эффективной жизни в новом информационном обществе».
«…Мы можем утверждать, что образование все больше будет происходить в структурах, которые мы сегодня называем внесистемными, типа телевизионных программ, интернет-курсов и всего того, что мы несколько скептически привыкли называть дополнительным образованием…
… А.М. Кондаков, как директор издательства «Просвещение»… «Я вообще перестал контактировать с институтом полиграфии и печати как директор третьего по размерам издательства в стране. Зачем мне они сдались? Когда я говорю, какие мне нужны специалисты, они мне отвечают: ага, сейчас мы изменим учебные стандарты, подготовим материалы, подготовим преподавателей, подготовим учебные средства, и через семь лет ты получишь как тех людей, которые тебе нужны!» Он отвечает «Спасибо», прекращает договор с ними, открывает корпоративный университет, принимает выпускников какого-нибудь менеджерского техникума или филологического факультета, что, в общем, по отношению к издательскому делу одно и то же, и примерно за два месяца подготавливает их для конкретных рабочих мест».
Есть базовый материал – те самые обучаемые. У них в головах есть набор никак не связанных модулей, блоков, мобильных кусочков знаний и умение из них быстро собирать нужную конструкцию под нужный запрос – схему. Нужны специалисты в издательство – 2 месяца, и мы научим их строить необходимые заказчику «домики из их базового набора деталей конструктора». Добавили несколько специфических деталей и научили куда их «приставлять».
Далее Фрумин И. докладывает о том, что необходима система послешкольного образования – не высшего, а именно непрерывного послешкольного. Т. к. запрос экономики постоянно другой, изменяющийся, то не нужно держать стабильные институты высшего образования. Нужно гибко реагировать на запрос и модульно давать разнообразные необходимые для профилирования знания. А если опять нужно что-то другое – нужны другие, следующие модули.
«…Я уже говорил, что этот принцип (свобода и поддержка для инициативы, таланта и мотивации) реализуется, прежде всего, в возможности индивидуализации построения учебных программ и в доверии к инициативе, к самостоятельному движению учащегося вплоть до ранних ступеней образования. Я не утверждаю, что мы должны спрашивать ребенка, в какой детский сад он хочет попасть. Но то, что ценностью является опыт выбора, опыт построения образовательной траектории, опыт реализации собственной инициативы, для нас совершенно очевидно, поскольку именно этот опыт является основным ресурсом человека, работающего в инновационной экономике…»
Конечно, намного рациональнее выделить особенности, способности и склонности и развивать только их. Кстати, для этого и нужна педология, например, а также раннее профильное образование.
«…Должен признаться, что недооценивал работу, которая ведется, прежде всего, в Томске по формированию тьюторской практики, когда формируется функция наставника, который способен помочь построить индивидуальную образовательную траекторию, проконсультировать. Я совершенно уверен, что к 2020 году огромное числа специалистов в области образования будут работать как образовательные консультанты, брокеры и т.д.».
Полный текст выступления доступен по ссылке http://publications.hse.ru/chapters/151033741,
а также в книге «Материалы XV конференции "Педагогика развития: образовательные результаты, их измерение и оценка", 2008 г., Красноярск: Институт психологии практик развития.
Продолжение следует.
Кульчицкая Анна, РВС.