Одно время в обществе распространялась и была популярна страшилка про так называемый 25-й кадр: якобы если каждый 25-й кадр в киноплёнке будет содержать некую информацию, то сознание его не воспримет, а в подсознание он попадёт и будет влиять на поведение человека. Такие эксперименты проводились ещё в 1950-е годы, эффективность этого приёма так и не была подтверждена.
Однако это не значит, что человеком нельзя манипулировать манипулировать с экрана. Это, наверное, уже никому доказывать не надо. Вопрос, насколько широко это делается.
На Западе уже есть термин «кокаин для детей». Так называют, преимущественно, продукцию медиагиганта CoComelon (читается «кокомелон» - созвучно с названием известного наркотика) и дело тут не только в созвучии.
Газета New York Times раскрыла технологию, как компания проверяет притягательность своих продуктов для детей. Тестированием. Детей рассаживают перед экраном, на котором в большом окошке транслируется один из мультфильмов компании, а в маленьком рядом - просто 20-секундные сцены бытовые сцены, не представляющие особого интереса. За детьми следят.
И если ребенок отвлекся от мультфильма, чтобы взглянуть на эти сценки, значит сцена в мультфильме недостаточно притягательна и ее надо переделать.
Создатели мультфильмов проверяют всё до мелочей. Например, они выяснили, что автобусы больше заинтересовывают ребенка, если они жёлтые, игрушки - если они немного запачканы, на людях их внимание привлекают небольшие ссадины или царапины и так далее.
Привыкая с стилистике и музыке бесконечных сериалов, ребенок подсаживается на них настолько серьезно, что даже громко плачущего малыша может успокоить навязчивая мелодия из «наркотического» мультфильма. Очевидно, что и обратный эффект есть.
Казалось бы, чего плохого, если есть не химическое средство успокоить ребёнка? Всё дело в том, что дети, подсаживаясь на видеонаркотик не исследуют мир, не обретают необходимого жизненного опыта, на получение которого им отводится, на самом деле, не так много: считанные годы.
Ощущения во время просмотра мультфильма сводятся к зрительным и слуховым, остальные каналы получения информации (особенно тактильный) не работают, ребёнок не учится координировать свои движения и так далее.
А это значит, что не все зоны мозга развиваются должным образом. Возникает специфическое отставание в развитии, которое ученые называют «цифровым слабоумием» и «виртуальным аутизмом» (есть статьи об этом и на русском ).
Компании же, производящие видеопродукцию, имеют огромные прибыли, потому что безгранично управляя таким образом вниманием детей, они могут рекламировать что угодно или манипулировать ими (а значит в значительной мере и их родителями).
Именно поэтому такие видеопроекты обычно уже не ограничиваются выпуском мультфильмов, а превращаются во франшизы, производящие прорву вполне осязаемых товаров - от игрушек до еды и одежды, объединенных одним дизайном.
В максимальном проигрыше - дети, о благополучии которых создатели цифронаркотика якобы пекутся.