Цифровая война с традиционной моделью образования


Джеймс Розенквист. Цифры (пальцы?) из дикого леса (Digits from the Wildwood). 1984

После пандемии коронавирусной инфекции ситуация в образовательном процессе в школах напоминает войну. В этой неклассической войне сражается традиционная школьная модель образования против так называемой цифровой модели образования. Каждый день поступают сводки о «потерях» со стороны традиционной модели образования, а военная пропаганда со стороны цифровой модели образования настойчиво рапортует, что традиционная школа уже потерпела поражение и проиграла эту короткую, почти не замеченную большинством населения России, войну.

Да простят меня за столь громкую метафору. Но все происходящее с внедрением в России цифрового образования мне видится именно так. Поэтому предлагаю разобраться в деталях происходящего. Но не только и не столько для того, чтобы быть в курсе происходящего, а для того чтобы окончательно осознать: родина в очередной раз в опасности, и на этот раз враг уверен, что правда на его стороне, и он уже победил!

Все началось задолго до всем уже, наверное, известного постановления правительства РФ, согласно которому эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (далее ЦОС) в российских школах пройдет в 14 регионах России, начиная с 1 сентября 2020 года.

Реализация планов по внедрению цифровой образовательной среды началась еще в 2018 году, именно тогда ЦОС была экспериментально запущена в ряде отдельных российских школ. Данные школы стали оснащать цифровым оборудованием, высокоскоростным интернетом, школьные образовательные программы начали трансформировать под модель цифрового образования посредством ноутбука или планшета. Это всё были единичные экспериментальные площадки, практически не заметные для простого российского обывателя.

В 2019 году в профессиональной образовательной среде высшего и среднего образования особо остро развернулась дискуссия о неминуемой трансформации образования в цифровую эпоху. Например, участники международной конференции «Образование в цифровую эпоху: проблемы и перспективы», прошедшей в апреле 2019 года в Астрахани, высказали мнение, что огромное количество имеющейся в мире информации приводит к необходимости использования в школе новейших средств информационной обработки (персональных компьютеров, планшетов и т. д.), дающих возможность провести быструю обработку больших объемов информации. В тоже время отмечается низкий уровень информационной культуры у молодежи.

Позволю себе привести цитату из главного доклада конференции, за авторством Агафоновой Светланы Валентиновны, кандидата психологических наук, доцента Астраханского государственного университета: «Зачастую они (молодежь) используют информацию, которая первая „попадается“ им под руку. Они некритично относятся к источнику информации, не могут отличить надежный источник от ненадежного, пользуются информацией с сайтов, на которых отсутствуют ссылки на источники, не обращают внимания на то, откуда взята информация. Т.е. молодых людей нужно обучать работе с информацией, отбору надежной и нужной информации, а также умению ориентироваться в ее обилии… Подавляющее большинство современных молодых людей используют средства информационной обработки не в образовательных, развивающих целях, а в игровых и развлекательных. Большую часть времени использования цифровой техники они проводят в бесцельных переписках в социальных сетях, играх, прослушивании музыки. В результате этой деятельности не создаются какие-либо продукты, не достигаются предметные результаты. У молодых людей возникает впечатление занятости, хотя на самом деле такая занятость не несет никакого развивающего эффекта».

Я привожу данную цитату, так как мне кажется, она хорошо описывает «соус», под которым нам сейчас подают «блюдо» под названием ЦОС. Реформаторы от образования (в очередной раз) берут на себя «тяжкий груз» спасения российской молодежи от неминуемой деградации под давлением пагубного воздействия интернета. Создавая ЦОС, реформаторы уверены, что смогут создать крупную цифровую образовательную платформу, где обучающийся будет получать только проверенную информацию, а также с помощью данной платформы научится навигации в цифровом пространстве и приобретет способность, так сказать, отличать зерна от плевел, чего, по их мнению, полностью достаточно для функции нового цифрового образования.

«Молодые люди очень быстро улавливают изменения, новые тенденции и тренды в современном мире. Они могут владеть более актуальной прикладной информацией, чем преподаватель. Поэтому педагоги должны не наполнять обучающихся знаниями, а формировать у них способность упорядочивать информацию, критически оценивать ее, интегрировать в сложившуюся систему представлений о мире, и таким образом способствовать развитию комплексного характера мыслительных операций, который должен формироваться после 20 лет», — вот еще одна характерная цитата из доклада Агафоновой, из которой становится понятным, согласно какому такому тренду должно двигаться наше образование. Ну, а если не следовать этому тренду, то мы бесконечно отстанем от стремительного научно-технического развития современного общества.

Уже на протяжении нескольких десятилетий дидактики-реформаторы от образования грезят трансформацией знаниево-ориентированной традиционной модели школьного образования в так называемую «компетентностную» модель, при которой учащийся будет приобретать не знания, а умения и компетенции. Вот только ничего у реформаторов не получается, ну не хотят наши учителя массово переходить на новую образовательную модель, саботируют, так сказать, все попытки реформирования. При этом продолжая учить по старинке и тем самым по существу спасая российское школьное образование от полного его краха.

Новым ключом к слому традиционной модели образования должна стать именно цифровая школа. Но ее внедрение было под большим вопросом. Нет подтверждений отсутствия рисков для качества образования, нет так необходимых для внедрения исследований о безопасности той самой цифровой среды, да и массовое желание перехода на новую цифровую модель в педагогическом сообществе тоже отсутствует. Сами реформаторы не верили во внедрение массового цифрового образования в ближайшей перспективе.

Ящик Пандоры открылся с наступлением в России карантина по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Именно вследствие карантина российских школьников посадили на дистанционную модель обучения. И именно карантин поспособствовал стремительному внедрению ЦОС и дистанционного образования в российские школы.

Нужно отдать должное, инициаторы и сторонники цифрового образования мгновенно воспользовались ситуацией и пошли в решительное наступление с целью осуществить свой блицкриг.

Лоббисты цифрового образования «протолкнули» описанный выше эксперимент по внедрению ЦОС в школах, не обращая внимания на массовые негативные оценки общественности и экспертной среды. Не нашло понимания и осталось проигнорированным обращение главы комитета по образованию и науки Государственной думы РФ Вячеслава Алексеевича Никонова от 6 июля 2020 года, в котором рекомендовалось отклонить законопроект № 868839–7 «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В случае принятия данного законопроекта станет возможным использовать цифровое и дистанционное обучение вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах. Также осталась без внимания просьба Никонова инициировать масштабное независимое междисциплинарное исследование по безопасности применения цифрового обучения и дистанционных технологий до принятия решения об их широком использовании.

Даже президент России, до этого высказавшийся категорически против дистанционной формы образования, допустил применение в школах так называемой смешанной формы образования. Которая предполагает совмещение обучения в школе и дистанционного обучения на дому.

А что же общество? На этом вопросе стоит остановиться отдельно.

Пережив мучительную самоизоляцию и период вынужденного дистанционного образования детей, родители многих регионов России начали консолидироваться в различных мессенджерах с целью не допустить продолжения практики дистанционного образования в новом учебном году. Из только известных мне очагов активности летнего родительского протеста могу выделить Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Краснодар. Уверен, что существуют и другие города России, где родителям удалось самоорганизоваться.

Самоорганизовавшись, родители стали массово писать обращения во всевозможные ведомства и инстанции с целью разобраться в законности эксперимента с ЦОС. Также родители начали собирать подписи против ЦОС и дистанционного образования. Нужно отметить, за исключением редких случаев в ответ родители получали однотипные бессодержательные отписки, в которых одно ведомство перекладывало ответственность на другое, тем самым снимая ответственность за происходящее с себя.

Родители одной из таких активных самоорганизовавшихся групп в июле 2020 года обратились в Астраханское отделение общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) с просьбой о помощи в разъяснении происходящего.

Осознавая угрозу, исходящую от цифровизации образования, родителями и участниками РВС было принято решение дать бой наступающим «цифровизаторам».

Одним из наиболее эффективных решений по анализу сложившейся ситуации виделась организация круглого стола с приглашением на него наиболее активных родителей, экспертов и представителя регионального министерства образования.

Подготовку к круглому столу требовалось начать с подробного анализа ситуации. Пришлось изучить массу нормативно-правовых документов, научных статей и исследований, посвященных проблеме.

Кроме этого, стало очевидным, что «молчаливое большинство» родителей, хоть и обеспокоено, но в результате во многом соглашается с мнением, диктуемым им директорами и классными руководителями. Это видится большой проблемой. Мнение активных родителей, выступающих против цифровизации, администрация школ пытается заблокировать в школьных чатах, не давая им права на высказывания и выставляя «маргиналами» (что, заметим, далеко не соответствует реальности).

Вся полученная информация стала содержанием для четырех докладов, подготовленных в рамках организации круглого стола. Малый актив отделения РВС в Астрахани не позволил бы самостоятельно полноценно подготовить и провести мероприятие, поэтому — и это хотелось бы отдельно подчеркнуть как важную особенность и задел для будущего успеха — с самого начала в работу, кроме членов РВС, включились родители.


Круглый стол «Цифровая образовательная среда в школе: спасение или угроза?» (Фото — Сутормин Евгений)

28 августа в Астрахани состоялся круглый стол «Цифровая образовательная среда в школе: спасение или угроза?», в рамках которого активными родителями были зачитаны доклады, раскрывающие разные аспекты темы возможных негативных последствий от внедрения цифрового образования и дана правовая оценка эксперименту с ЦОС.

Позволю себе выделить наиболее опасные последствия внедрения цифрового образования, обсужденные на круглом столе.

  • Смена образовательной парадигмы. Переход от «знаниевой» модели к «компетентностной». В традиционной парадигме образования педагог передает ученику не просто информацию о чем-либо, а знания о предмете. В цифровой же среде ученик, получив возможность самостоятельно осваивать информацию, используя виртуальные библиотеки, электронные учебники и прочее, приобретает не систему знаний, упорядоченных и логически взаимосвязанных, а набор разнородных сведений. Этот элемент неупорядоченности и неопределенности данных не позволяет сформировать целостную картину мира, она все больше тяготеет к фрагментарности, противоречивости, хаотичности.
  • В дистанционном обучении учащийся оказывается отчужденным от преподавателя, других обучаемых, изучаемого объекта. Это разрывает межличностную коммуникацию, которая играет важную мотивационную роль при обучении.
  • Цифровое образование способно привести к массе физических и психических отклонений у обучающихся.
  • Учащийся в результате постоянного обращения к интернет-ресурсам утрачивает потребность и способность самостоятельно описать и тем более решить проблему, связно и логично выражать свои мысли, мыслить свободно от интернет-клише.
  • В случае узкой профилизации образования и перехода к дистанционным формам коммуникации нарушается система взаимосвязи поколений, передачи ценностей, смыслов, культурных универсалий, преемственность, сопутствующие процессу традиционного обучения. Дистанционное обучение, самостоятельный поиск информации и ее оценка формируют мировоззренческий и этический плюрализм.
  • Цифровое образование приведет к окончательной деградации педагогической среды.
  • Эксперимент с ЦОС является незаконным, так как противоречит Конституции РФ, Семейному кодексу РФ.


Круглый стол «Цифровая образовательная среда в школе: спасение или угроза?» (Фото — Сутормин Евгений)

Ввиду столь ужасающих выводов и понимания того, что большинству родителей они не очевидны (родители сейчас находятся в состоянии «мягкой» капитуляции перед наступающей бедой), участниками круглого стола было принято решение о первичной необходимости пробуждения родительского большинства через непосредственное участие в образовательной деятельности школ.

В качестве инструмента вхождения в школы было решено использовать практику управляющих советов школ. Сейчас перед участниками активной группы стоит задача войти в состав управляющих советов их школ или сформировать таковые с нуля.

Так как эксперимент с ЦОС декларируется как добровольный, то его отмена возможна именно на уровне самих школ, где данный эксперимент планируется реализовать. В том случае, если большинство родителей школы согласится с недопустимостью проведения эксперимента, эксперимент должен быть отменен.

Кроме этого, документы, касающиеся организации образовательного процесса в школах, доказывают, что в школах планируется создать условия, схожие с тюремными. Ученикам надлежит двигаться строго по расчерченным зонам и следовать жестко прописанным правилам. Самым несправедливым кажется правило о помещении всего класса на четырнадцатидневный карантин в случае, если у кого-то из класса обнаружена коронавирусная инфекция.

Хочется спросить: это правило будет распространяться на любые коллективы? В том числе на рабочие коллективы производственных предприятий, государственных служб, торговых и прочих коммерческих компаний? Если нет, то где, спрашивается, справедливость? Дети не являются теперь полноценными членами общества? Их права могут быть нарушены?

Все эти вопросы предстоит задать представителям местных органов власти и руководству школ.

И именно этим и планирует заняться активная группа родителей Астрахани.

Кроме нас самих бороться с наступающих злом бездушной цифровизации больше некому; очевидно, что власть капитулирует перед натиском реформаторов от образования.


Позволю себе совсем коротко представить модель образования, которая нас ждет в совсем недалеком будущем в случае поражения.

Школы в привычном нам сейчас виде не существует. Все дети учатся на дому. В течение первых трех классов образования для вашего ребенка при помощи и на основании цифровых тестов выявляется индивидуальная траектория образования. Под эту траекторию будут подобраны цифровые образовательные материалы, производимые так называемой «фабрикой образовательного контента» и навязываемые ребенку как единственно верные при помощи цифровых образовательных средств. Никакого тебе плюрализма мнений, никакой тебе научной дискуссии. Вот тут-то и можно будет беспрепятственно вложить в головы подрастающего поколения любую мифологизированную чушь, выгодную правящей элите и капиталу.

Фантазии Оруэлла и Хаксли уже и не кажутся такими уж фантазиями.

Мы в Астрахани сдаваться не собираемся. Нас злит происходящее и дает силы для развертывания масштабного противостояния. Происходящее касается каждого жителя нашей страны. Если в тебе не угасло чувство собственного достоинства и тебе небезразлично будущее твоих детей, вставай рядом. Мы готовы делиться материалами и опытом, готовы объединяться и действовать. Все дело за тобой.

Евгений Сутормин, РВС

Источник