Во время всероссийской встречи с родителями глава Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал про некоторые особенности применения нейросети во время сдачи ЕГЭ. Он увлеченно, с энтузиазмом описал преимущества ИИ, уже используемого для наблюдения за процессом сдачи экзамена, убеждая родителей, что в применении этих новых технологий нет «теории заговора» и бояться тут нечего. В качестве полезного примера он привел два случая, когда ИИ помог предотвратить незаконное зачисление в вуз детей высокопоставленных родителей.
Понять его радость можно — подведомственное учреждение с успехом пользуется плодами цифровизации и может отчитаться по выполнению нацпроекта «Цифровая экономика». Более того, были получены результаты и на ниве защиты интересов общества: социальная справедливость в двух конкретных случаях была восстановлена, причем с помощью ИИ.
Однако, если разобраться, термин «справедливость» в отношении ЕГЭ применим далеко не всегда. Богатые и высокопоставленные родители имеют больше возможностей, пристроить свои чада, чем остальные граждане. Связи и деньги позволяют им купить варианты заданий, которые будут на ЕГЭ. Если дети таких родителей хоть сколько-то приучены трудиться, то «натаскать» их на решение нескольких конкретных вариантов заданий проще, чем на все возможные. Если же они неспособны в таких условиях к «обучению», то «освобождение» элиты от двух ленивых мажоров только ей на пользу — здоровее будет.
ЕГЭ ликвидировал массовую коррупцию в приемных комиссиях вузов, переведя ее в разряд элитной. Сегодня приобрести варианты КИМ ЕГЭ может позволить себе человек со связями и деньгами. Число чиновников, допущенных к базе данных вариантов КИМ ЕГЭ, ограничено, и рисковать готов далеко не каждый из них. Слишком велик шанс быть выявленным.
ЕГЭ вполне может быть инструментом для борьбы со взяточничеством и воровством, но ровно настолько, насколько это позволяет общественное устройство. Если в обществе действует принцип «деньги решают всё», то они и будут решать всё. При этом даже такая предельно формализованная и независимая процедура, как ЕГЭ, проводимая под контролем ИИ, будет инструментом защиты интересов привилегированного слоя общества.
Стоит отметить, что возможности нейросетей пока ещё не столь велики, как хотелось бы власть имущим. Скорее всего, как раз по причине невозможности исполнения этих желаний цифровизация стала для них не просто модой, но и чем-то вроде фетиша. Вот и глава Рособрнадзора в свою очередь выдаёт желаемое за действительное, в угоду вышестоящему начальству описывая успехи своего ведомства в деле цифровизации процесса сдачи ЕГЭ.
Известно, что так же, как и ранее, в этом году были сформированы многочисленные «отряды» наблюдателей из числа учителей, которые сидели за мониторами, наблюдая за процессом сдачи ЕГЭ. Пока что в этом процессе той объективной реальностью, которая дана нам в ощущениях, является естественный интеллект, а не искусственный. Однако надеяться, что «либо ишак сдохнет, либо падишах помрёт» и нейросети не будут использованы в системе образования, не стоит. ИИ станет реальностью в ближайшем будущем. Вопрос, в чьих руках он окажется и с какой целью будет применен, в том числе в школе.
Роман Якин,
эксперт РВС