Дети и реклама

Реклама действует на всех маленьких детей одинаково - ребёнок замирает с игрушкой в руке, переставая замечать окружающих и забывая обо всём, смотрит заворожённо на экран до окончания рекламного блока. Затем, словно очнувшись от морока, возвращается к тому, чем занимался до "выключения". Эта картинка знакома каждому родителю. Влияние рекламы на детей огромно. Используя пластичность детской психики, средства и язык, на который ребёнок наиболее отзывчив, она массово формирует стереотипы потребительского поведения ребёнка, далеко не всегда для него полезные. Пытаясь ограничить это влияние, равно как и неконтролируемый поток информации вообще, некоторые родители просто избавляются от телевизоров и ставят пароли на доступ в инет. Но это не решает проблему в целом и ставит вопрос о том, как и в чьих интересах государство и общество должны обеспечивать детям безопасную информационную среду.

Этим целям должен быть подчинён Федеральный закон № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Однако его анализ показывает, что
из сферы применения закона выведены такие важнейшие составляющие, как научно -техническая, художественно- историческая, культурная информационная продукция и… РЕКЛАМА.

Недавно в Госдуму внесён законопроект, предлагающий установить требования к размеру и месту нанесения знака на печатной и сетевой информационной продукции об ограничении распространения её среди детей Чтобы это было сразу видно и легко читаемо. Давно пора. Инициатива совершенно правильная и разумная. Но достаточны ли только эти, бесспорно нужные, поправки? А как быть с рекламой, которая вообще выведена за рамки данного закона? С какого, простите, перепуга? Она что, рекламирует исключительно полезные детям вещи? РВС неоднократно рассказывала об откровенно провокационных рекламных объектах, которые раскачивают понятие половой идентичности и тем самым разрушительно действуют на детскую психику. А реклама на ТВ, нещадно эксплуатирующая "нижний этаж"? Она что, так невинна для детей и подростков? Она их не растормаживает? Так что же остановило законодателей?

Ответ на все эти вопросы хорошо виден на примере рекламы фастфуда. 19 февраля на сайте Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) был опубликован следующий текст: " Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения предлагает ограничить агрессивную рекламу вредных для детей продуктов питания, особенно с высоким содержанием жиров, сахара и соли. Такая реклама влияет на предпочтения детей и выбор их родителей.
В ВОЗ есть доказательства того, что реклама пищевых продуктов, богатых энергией, жирами, сахарами или солью, негативно сказывается на детях, способствует формированию у них нездоровых предпочтений в питании и, как следствие, развитию детского ожирения."
Казалось бы, что всё совершенно очевидно. Вред фастфуда медиками давно доказан и подтверждён, осталось только законодательно укоротить рекламу. Однако сейчас данную статью на сайте ВОЗ вы не найдёте, ссылка не активна. Многочисленные перепосты - да. Зато активным стал не кто нибудь, а 84-летний Уоррен Баффет, икона американского бизнеса, миллиардер, который открыл всем СЕКРЕТ СВОЕГО ДОЛГОЛЕТИЯ. Оказывается, для этого он выпивает 5(!) банок кока-колы ежедневно и любит завтракать картошкой-фри, запивая её газировкой. Баффет заявил буквально следующее: «Я сверился с современными данными и заметил, что среди шестилетних низкая смертность. Так что я решил питаться, как они, — это самый безопасный путь, которому можно следовать». Не знаю, как вас, а меня эта новость повергла в культурный шок своим беспрецедентным цинизмом. Ведь по данным ВОЗ проблема ожирения среди детей стремительно растёт и к 2030 году число детей с лишним весом может составить до 91 %!! Со всеми вытекающими отсюда проблемами со здоровьем. Это характерно для всех стран и особенно в низших социально-экономических группах. Причина тому - излишнее потребление фастфуда . Вряд ли г. Баффет не в курсе. Но он владеет 8,61 процента акций Coca-Cola и с этих позиций его рекламная акция вполне понятна и никакая лирика тут неуместна.
ВОЗ уже не первый раз поднимает эту тему. В 2013 году была примерно та же повестка дня и.. ? Судя по всему, всё безуспешно, ВОЗ и ныне там...Ведь когда дело касается Прибыли - этого буржуазного бога, все остальные аргументы меркнут. Какое здоровье, какая информационная безопасность! О чём вы...

Моё глубокое убеждение в том, что рекламы, обращающейся напрямую к детям, не должно существовать вообще. По той простой и очевидной причине, что определять, что для ребёнка хорошо и полезно, а что плохо и вредно, должен родитель, взрослый человек, а не производитель с помощью красивой картинки и через голову родителя. Если государство заявляет о приоритете и ценности семьи - логично соблюдать субординацию. Приоритет - родителю. Пока же идёт виртуальный бой за влияние на детские умы и, увы, не всегда в нём побеждает семья. Но это вовсе не повод для уныния, это может стать ступенькой к близости. Хотите, чтобы ребёнок питался здоровой пищей, а не фастфудом - перестаньте его есть сами. Хотите , чтобы он занялся спортом - покажите пример. Хотите, чтобы он гордился Родиной - рассказывайте о нашей славной истории, победах и поражениях, обсуждайте, общайтесь, читайте вместе. И поменьше смотрите телевизор. Это - выбор, который никто не может у вас отнять. Кнопка - она всегда под рукой...

Вера Диковицкая, РВС.