Образовательное учреждение, о котором мне хочется рассказать, – ГБОУ гимназия № 1358.
Но рассказывать я буду про детский сад № 2412 с уютным названием «Митюша». А точнее, о том, как детский садик «Митюша» превратился в дошкольное отделение гимназии № 1358, в котором уже страшно становится даже маме ребенка…
20 лет назад в новом микрорайоне, расположенном за МКАД Москвы, открылся детский сад. Недавно отмечалось 20-летие сада, и на видеосъемке из архива радостные, довольные, счастливые, молодые, светящиеся и волнующиеся заведующая детским садом Клименко Галина Николаевна и директор соседней школы Живилин Вячеслав Владимирович разрезали ленточку, открывая часть учебно-воспитательного комплекса №1837 (детский сад и школа – вместе учебно-воспитательный комплекс).
Видно и слышно, как они действительно рады, сколько сил вложено в открытие этого садика для детей. Рядом первые педагоги, трудовая деятельность которых в этом саду началась с уборки, доделывания ремонта, расстановки мебели, украшения, отмывания и много другого, что было сделано с теплом, радостью, душой.
Смотришь, слушаешь и видишь живых, настоящих людей. Так и слышатся веселые голоса детишек, смех, музыка, радость. Слышится жизнь и хочется жить.
Перевожу глаза с экрана и вижу ту же заведующую, но спустя 20 лет. Работают некоторые из тех же педагогов. Они смотрят на экран, внутри них пробуждаются воспоминания, эмоции, настоящий, почти осязаемый душевный свет льется из глаз. Они меняются прямо на глазах, как будто становятся тверже, подтянутее, стремительнее, становятся похожими на взявшую след пружинистую гончую. Того и гляди сорвутся с места!
Но… Взгляд их отрывается от экрана и люди на глазах тают, меркнут, становятся серыми и безжизненными, уставшими и «несуществующими», неоформленными массами.
Мрачное и тяжелое бессмыслие исходит от них в первую секунду, а потом оно заменяется «значком доллара» в глазах. Внутренняя пустота и бессмыслие наполняются миром материальным, миром вещей, качества вещей, стоимости вещей и людей. Свою цену получает всё, что окружает, не только вещи, но и действия приобретают стоимость. Если мне заплатят – сделаю. Смысл деятельности, мотивация деятельности, цель деятельности – прибыль.
И те остатки души, остатки веры в общечеловеческие, высшие смыслы придавлены этим простейшим и общедекларируемым «купи – продай».
Как же получилось так? Почему нормальные и живые, жаждущие деятельности, мечтающие учить и воспитывать детей педагоги, которые стремились достичь в своей деятельности высокого педагогического идеала – воспитания всесторонне развитой личности, патриотичной, способной на героическое служение, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, превратились в этих мертвых и бездушных служителей «Сферы услуг»? Педагоги, которые и сами должны быть тем идеалом, образцом для всех людей вокруг?
20 прошедших лет и такие изменения!
Детский сад открылся осенью 1994 года, до 2001 был одним целым со школой, потом работал отдельно, в 2013 – опять слияние, и теперь это большой комплекс – ГБОУ гимназия 1358, в который входят 5 детских садов и 3 школы.
Но директор теперь уже комплекса тот же – Живилин Вячеслав Владимирович, а его теперь уже заместитель директора по дошкольному воспитанию (а не заведующая детским садом) все та же Клименко Галина Николаевна.
Начну с самого начала. 1990-е годы. Новый район Москвы, идет застройка. С одной стороны еще стоят деревянные дома вдоль леса, а с другой уже высятся многоэтажки. Котлованы, немощеные дорожки, лужи, постоянные пробки на шоссе, никакого метро нет и в помине. Новостройка – она и есть новостройка. Но дома сдаются, люди едут, едут семьями, детям надо ходить в сады и школы, жизнь кипит, как и стройки вокруг.
В этих непростых условиях постепенно открываются все новые и новые школы и сады. Вот так и детский сад «Митюша». В те годы, когда открывался сад, на новостройку назначался руководитель примерно за 6 месяцев до предполагаемого открытия. Заведующая садом сама следила за окончанием отделочных работ, сама набирала персонал, сама закупала мебель, игрушки, приводила в порядок территорию.
Все вместе дружно трудились, и не задумывались тогда педагоги, на сколько часов больше они провели на работе, чем положено, заплатят ли им премию и т.д. Как можно думать о таких мелочах, когда впереди открытие, когда сроки поджимают, а так хочется уже встретить детей, принять (вдумайтесь, какое слово!) первых воспитанников.
Открыли! Радость, счастье, еще шажок к цели, еще одна задача решена! И ведь не просто детский сад, а детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Через несколько лет в саду были открыты группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», «Лекотека», в которых могли и могут пока заниматься дети-инвалиды.
Великолепные условия были созданы в этом саду заведующей, подобраны высокопрофессиональные педагоги: воспитатели, дефектологи, логопеды, медсестры ЛФК, массажа, физиотерапии. Создана вся среда для коррекции развития детей с НОДА (кабинеты массажа, физиотерапии, зал ЛФК), налажена четкая система занятий плаванием, физкультурой, индивидуальная коррекционная работа, осмотры врачом-ортопедом, в детском саду были даже гидромассажные большие ванны, гидромассаж стоп, сауна, фиточай.
Для перевозки детей с НОДА закуплен и специально оборудован микроавтобус, территория оборудована пандусами и подъемниками, детский сад оснащен всем необходимым оборудованием.
Казалось бы, живи и радуйся, что ты смог сделать столько для детей, что теперь есть тебе, как человеку, чем гордиться. Так почему же такая тоска исходит от руководителя этого сада? Откуда эта злость на весь мир, эта, прикрывающая внутреннюю безысходность, агрессия?
Все начиналось с малого. Маленькими преступлениями против совести исколота и издергана оказалась вся душа. Как пинцетом отщипывалась по грамму и продавалась совесть. Ведь работать в государственном детском саду и идти против государства, против его целей и задач, сложно. А педагогические идеалы у воспитанного в советские времена педагога и постперестроечного государства,увы, противоположны.
Вспомним слова министра образования и науки Российской Федерации (с 2004 по 2012 год) Фурсенко А. А. «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».
Эти слова отражают всю суть реформ в образовании. Вот так и заведующая детским садом встала перед выбором: совесть или должность. А ведь должность – это деньги, достаток, комфорт, престиж, европейское будущее, машина и квартира, курорты и гномики на даче.
И вокруг все тоже продают, кто дешевле, а кто дороже, свои идеалы. И песни поют изо всех углов, что только дураки еще верят в светлое будущее, в совесть, честь, достоинство, в то, что нельзя предавать интересы дела и т. п.
И так, по чуть-чуть, по чуть-чуть стала прогибаться, проминаться, подстраиваться под систему заведующая садом. Вроде и всё делает для детей, но уже со всё меньшим теплом, всё меньше души вкладывается в дело. Да и дело уже не назовёшь делом всей жизни. Сдаются позиции, вроде малость отступил, пока еще далеко до той черты, которую начертил себе, как роковую. Но если подумать и взвесить, если просчитать и подсчитать, то и черту можно отодвинуть.
А. С. Макаренко точно смог определить, что же такое педагогическое призвание, каким должен быть педагог. «Педагог должен быть человеком всесторонне образованным, нравственно полноценным, бескорыстным, обладающим чувством собственного достоинства, трудолюбивым, любящим и знающим историю своего Отечества. Сущность и миссия профессии педагога заключается в том, чтобы передать эти ключевые качества подрастающему поколению».
Как в сообщающихся сосудах, педагогическое призвание у главного «педагога» детского сада Клименко Г. Н. заменялось материальной составляющей – созданием удобной среды для детей. Идеальная чистота, идеально ровные стены (ни один «гвоздь» нельзя «вбить» без разрешения), книги на полке по росту, мебель переставлять нельзя, шторы менять нельзя, рисунки детей в строго отведенном месте, клумбы засажены строго подобранными цветами и т. д., и т. п.
Ноющая и воющая, скребущая и царапающая изнутри совесть придавливалась кипучей «деятельностью». Помыть, подмести, поскрести, переложить, упорядочить. Все должны суетиться, бегать, перекладывать, докладывать, а руководитель должен кричать, ругать, пинать. В этой бессмысленной деятельности тонет внутренняя пустота, главное – не останавливаться и не вспоминать, не думать и не чувствовать. Добежать до вечера и упасть в забытьи усталости.
И вокруг, кто вокруг? Педагоги? Коллеги? Коллектив? Вокруг джунгли. А руководитель – вожак стаи. Помните, Р. Киплинг «Книга джунглей». Смотришь на этот «педагогический коллектив» и вспоминаешь Шерхана с его прихлебателями.
Отсутствие общей идеи, цели деятельности, объединяющей педагогов, привело к тому, что коллектив превратился в стаю. Стаю, где каждый друг другу враг, где каждый сам за себя. Стаю, где есть вожак, который сильнее, могущественнее и его надо бояться. Бояться до тех пор, пока он не оступится, пока он «не промахнется».
А вожак понимает, что уже не тот у него оскал, что сам он не может ничего, что только призрачная «поддержка вышестоящего руководства» позволяет делать вид, что в пасти ещё есть зубы. Оболочка слаба, а внутри пустота. Но уже нечего больше терять, уже только редким проблеском приходит воспоминание, что хотел сделать что-то хорошее, хорошее не для себя, а для других. Что хотел воспитывать когда-то людей, граждан, способных на героическое служение. Где это? Зачем это? Этого нет, есть только кредит, техобслуживание, газонная трава и далекое теплое море.
И если вдруг упадешь вниз, туда, где исходят слюной «коллеги-Табаки», если поскользнёшься на своей вершинке и упадешь, то они разорвут, эти прикормленные доносчики, подлизы, подпевалы. Они затопчут в драке за твою вершинку власти. Страшно и бессмысленно.
А ведь я пишу про детский сад, место, где воспитывают детей. Хотя сейчас уже не воспитывают, сейчас создают среду для самостоятельного и индивидуального развития.
И вот этот холод, это дыхание безжизненности и почувствовала мама одного из моих воспитанников после общения с заведующей детским садом «Митюша».
А случилось это после долгой борьбы за сохранение компенсирующих групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, о чем будет написано в продолжении этого рассказа.