«Дистанционка» наносит огромный вред нервной системе ребенка — интервью

Школьники
Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна

Дистанционный формат обучения, который был применен во всех школах России в прошлом учебном году, высветил целый ворох проблем — для учеников, родителей и педагогов. «Дистанционка» активно используется в школах и вузах страны и в этом учебном году, хоть и не так тотально.

Родителей все больше беспокоит вопрос о том, к каким последствиям для здоровья детей приводит эта практика. Как сказывается удаленная форма обучения на нервной системе и психике ребенка? При каких заболеваниях «дистанционка» категорически противопоказана? Корреспондент ИА Красная Весна задал эти вопросы врачу-неврологу высшей категории, ассистенту кафедры нервных болезней и нейрохирургии Ростовского государственного медицинского университета, кандидату медицинских наук Неониле Фоминой-Чертоусовой.

ИА Красная Весна: К каким последствиям для нервно-психологического развития ребенка приводит длительный период обучения в дистанционном режиме?

— В интернете мы можем найти множество советов психологов, медиков, педагогов по поводу того, как облегчить положение ребенка, находящегося на дистанционном обучении. Но ведь эти советы даются потому, что действительно есть много проблем. У детей при таком образовательном формате возникают и прогрессируют различные нервно-психические расстройства.

С одной стороны, эти расстройства были всегда, даже когда не было «дистанционки». На детскую неврологию приходится большой процент таких нарушений, как астено-невротический синдром, тревожно-фобические расстройства, депрессивное состояние (особенно в подростковом возрасте), нарушение сна, различные парасомнии (ночное говорение, ночное хождение, ночной энурез), изменение пищевого поведения, синдром дефицита внимания, гиперактивность, тики (как моторные, так и вокальные), обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний), головные боли напряжения (ГБН), резкие смены настроения и другие заболевания.

Что же происходит при дистанционном обучении? Если в нормальных условиях мы старались минимизировать пребывание ребенка около компьютера, ограничить использование гаджетов, то теперь, так как это единственный доступ к образованию (а ведь человека нельзя вовсе лишить образования!), ребенок ДОЛЖЕН находиться за монитором.

В этой ситуации нервно-психические расстройства прогрессируют. И если раньше у меня на приемах каждый десятый пациент был ребенок, то теперь смело могу сказать, что на двух взрослых приходится 8–10 детей. По сути, приемы стали педиатрическими.

Очень много детей, у которых на «дистанционке» обострились нервные заболевания, которые были в доковидную эпоху. К ним прибавились и новые заболевания.

ИА Красная Весна: То есть получается, уровень нервно-психических расстройств среди детей вырос в 4–5 раз?

— Это можно просчитать, у нас ведь электронная система учета пациентов. Но даже без этого подсчета я смело могу ручаться, что заболеваемость выросла в разы. Это не 10% и не 20% — это гораздо больше. Это около 80%.

ИА Красная Весна: Какие заболевания, помимо нервно-психологических, возникают или обостряются на «дистанционке»?

— Помимо нервно-психических проблем существуют офтальмологические. От долгого сидения перед монитором возникает синдром «сухого глаза» — и это сейчас еще самое легкое, с чем сталкиваются офтальмологи. Есть также сурдологические проблемы (нарушения слуха) — они возникают, когда ребенок подолгу сидит в наушниках. Нельзя забывать и про проблемы опорно-двигательного аппарата. Для ребенка со сколиозом постоянное сидение за компьютером — это катастрофа! Кроме этого, при длительной статической нагрузке возникают головные боли напряжения (ГБН).

Ребенок должен делать долгие перерывы после занятия за компьютером, он должен хотя бы 40 минут побегать, переключиться. Но, как правило, этого не происходит. Я помню, в советское время подобные перерывы были даже для взрослых, занятых на производствах с высокой физической нагрузкой. А долгое сидение за монитором — это серьезная нагрузка для ребенка.

Когда я почитала рекомендации, которые даются разными институтами, я ужаснулась. Там, к примеру, советуют при дистанционном обучении ставить перед компьютером стакан воды и следить, чтоб к концу дня он был пуст. То есть это признание, что дети проводят за монитором целые часы. Зачем ставить стакан, если ребенок позанимался 40 минут и оторвался от монитора? Но правда в том, что ребенок сидит за компьютером с утра до вечера, и дистанционный формат обучения усугубляет эту проблему.

ИА Красная Весна: Какова специфика нервно-психических расстройств, возникающих при дистанционном образовательном режиме, для разных возрастных групп?

— В подростковом возрасте опасность возникновения и развития нервно-психических расстройств, конечно, больше. Переходный период (12–15 лет) наиболее уязвим.

Но я бы хотела обратить внимание на такой вопрос, как возможность полноценного обучения. Тут, на мой взгляд, больше страдают начальные классы. Старшеклассники уже привыкли учиться, им не нужен родительский надзор. А вот в начальных классах, когда школа всё свалила на родителей, которые при этом работают, — это огромная проблема. В семьях начинаются скандалы. Родители постоянно живут с мыслями «я должен, я обязан контролировать процесс обучения», «мой ребенок должен получить пятерку»… Это может продолжаться класса до 6–7-го. И только когда подросток сам начинает отвечать за сделанное или несделанное задание, когда становится более самостоятельным в учебе, — тогда становится немного легче.

ИА Красная Весна: При каких заболеваниях дистанционное обучение может нанести ребенку особый вред или даже оно вовсе противопоказано?

Да, такие заболевания есть. К примеру, это генерализованный тик Жиль де ля Туретта. При этом заболевании дети страдают от моторных тиков (зажмуривание, мигание, подергивание). Это очень частое заболевание у детей, обычно возникающее в возрасте 5–7 лет. У таких детей идет снижение внимания, от этого возникает неуспеваемость. Удаленное обучение для них невыносимо. Эти дети страдают и дефицитом внимания, и гиперактивностью. Когда они вынуждены заниматься в онлайн-режиме, заболевание прогрессирует. И если раньше удавалось добиться хоть какой-то ремиссии, то теперь это просто беда! У детей с этим заболеванием отмечается регресс, начинаются прыжки, ужимки, употребление бранных слов, асоциальные жесты. И это у 6–7-летних! И если в нормальной ситуации можно добиться улучшения к подростковому возрасту, то при «дистанционке» это нереально.

Очень жалуются родители. Они признаются, что не справляются с ребенком на «удаленке», что ранее достигнутый результат пошел насмарку.

Или вот еще пример — группа парасомнических заболеваний (ночные говорения, ночные хождения, ночной энурез). Эти дети тоже показали значительные ухудшения на дистанционном режиме. Длительное нахождение за компьютером, страх не выполнить задание, страх не успеть, страх признаться родителям, что не занимался или не справился с заданием, — всё это невротизирует ребенка и сильно утяжеляет заболевание. К примеру, если раньше проявления энуреза случались у ребенка раз в неделю, то на «дистанционке» это стало происходить каждый день.

Еще хочется отметить такое заболевание, как ГБН — головная боль напряжения. Это расстройство возникает при неправильной работе за компьютером, когда происходит неправильная работа мышц шеи и скальпа головы. Эти дети мучаются хронической головной болью, сидят на серьезных препаратах. И всё равно полностью справиться с этим заболеванием, вызванным долгим пребыванием за компьютером, бывает практически невозможно.

ИА Красная Весна: Напоследок хочется затронуть еще одну проблему, касающуюся уже не пациентов, а самих врачей. Ведь дистанционный режим коснулся и студентов-медиков. К чему это приведет? Как это отразится на их профессионализме?

— Это настоящая катастрофа! Недавно смотрела программу. Там из уст одной из участниц прозвучало: «Не дай бог попасть в руки медику, получившему дистанционное образование!». И она права.

Студенты в том семестре занимались дистанционно, в этом тоже. Будучи педагогом, я понимаю, какую ответственность я несу. Я каждый день общаюсь со студентами в режиме онлайн, при этом обязательно включаю видеоформат, чтоб не просто аватарка висела, — мне важно глаза видеть. Я исключаю простое наговаривание текста, не допускаю скачанных из интернета докладов. Я пытаюсь создавать живое общение, но это колоссально трудно! И ведь студенты не видят больных, я вынуждена всё показывать «на пальцах». Мое однозначное мнение — так обучать медиков невозможно!

Источник ИА Красная Весна