«Строгий учитель» 1668
Ян Стен
В конце июня Минпросвещения России подготовило проект постановления правительства РФ по проведению эксперимента над образовательной системой страны. Согласно проекту, в 14 регионах, включая Челябинскую область, планируется внедрение так называемой «цифровой образовательной среды» (ЦОС) уже с 1 сентября текущего года. Эксперимент должен продлиться до 2022 года.
Данный проект вызвал беспокойство среди экспертов и родительского сообщества. Согласно документу проекта, ЦОС предполагает использование дистанционных образовательных технологий. Корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с экспертом из Челябинска, матерью троих детей, учителем первой категории с двумя высшими образованиями Еленой Кондратьевой.
ИА Красная Весна: Знакомились ли Вы с содержанием проекта постановления правительства РФ по проведению эксперимента внедрения ЦОС?
— Проект был не просто прочитан, но и изучен. С группой активистов Челябинской области мы подготовили обращение в министерство Челябинской области о недопустимости экспериментов не только над детьми и родителями, но и учителями.
Из проекта постановления можно узнать, что участниками цифровой образовательной среды становятся на добровольной основе. Именно здесь изначально заложена основа для конфликта между семьями, не желающими принимать участие в этом эксперименте, и учителями.
ИА Красная Весна: Какие, по Вашему мнению, риски несет эксперимент по внедрению ЦОС для системы образования и для Вас как родителя и педагога?
— Платформа ЦОС создается за счет интеграции государственных и иных информационных систем и ресурсов. Проблема в этих «иных» системах. Возникает ряд вопросов. Как «иные» системы будут использовать информацию о детях и родителях и кто будет получать выгоду от этого? Как это согласуется с Конституцией России?
Внедрение ЦОС также приведет к выдавливанию последних опытных и профессиональных педагогов, так как нагрузка на учителя станет двойной. Он должен будет провести урок в традиционной форме и в рамках требований ЦОС. Как будет оплачиваться двойная нагрузка? Она не соразмерна премии за внедрение цифровых технологий.
ИА Красная Весна: Что Вы думаете по поводу сочетания дистанционной формы образования с традиционной?
— Дистанционная форма образования допустима лишь в экстренных случаях: болезнь ребенка, отсутствие в городе по уважительной причине и непредвиденные семейные обстоятельства.
ИА Красная Весна: Дети очень много времени проводят в гаджетах. Насколько, с Вашей точки зрения, дистанционная форма обучения может повлиять на детское здоровье, и можно ли найти баланс?
— Данная форма обучения оказывает крайне негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей: ухудшение зрения, возможные головные боли, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность и агрессивность, нервные срывы, общий упадок сил и падение иммунитета. Формируемая цифровая зависимость приводит к регулярной цикличности вышеуказанных негативных последствий цифрового обучения из-за заметно увеличенного количества времени на выполнение даже несложных заданий. Это может быть связано с техническими проблемами и далеко не всегда качественным контентом образовательных платформ.
Баланс здесь можно найти только в экстренных случаях, как я уже сказала.
ИА Красная Весна: Существует мнение, что цифровизация образования может в будущем привести к дискриминации по социальному признаку. Что Вы думаете по этому поводу?
— К дискриминации это приведет незамедлительно. Разделение уже начнется с отношений детей друг к другу. Начнется может быть даже неосмысленное деление на «свой» и «чужой». Со временем непонимание будет только нарастать.
ИА Красная Весна: Во время самоизоляции школы работали в режиме дистанционного образования. Заметили ли вы какие-то изменения у вашего ребенка? Как это отразилось на его успеваемости и интересе к учебе, на поведении?
— Ребенок вообще перестал общаться со сверстниками не только из-за запрета, связанного с коронавирусом, но и неоправданно резко возросшей учебной нагрузки. Звонки друзьям стали редкими.
Родители вынуждены были заменять детям всех учителей с утра и до вечера. В общеобразовательной школе ни одного онлайн-урока проведено не было. Высылались лишь задания.
Через неделю ребенок попросил написать отказ от дистанционного обучения, что мы сделать не смогли по той причине, что согласия у нас никто и не спрашивал.