Дистанционные технологии обучения в искусстве – это нонсенс и шарлатанство


На вопросы о внедрении ЦОС и ДО (дистанционное обучение), о качестве образования в текущей ситуации ответила Елена Устинова – преподаватель школы искусств в наукограде Кольцово Новосибирской области.

  1. Какое влияние оказывает ДО на профессиональные навыки учителя?

Вот уже 18 лет работаю преподавателем фортепиано в детской школе искусств. Всем известно, что профессиональное мастерство педагога-музыканта: тонкий слух, исполнительская техника, широкий кругозор, педагогические навыки, – оттачиваются десятилетиями. Сначала это происходит в музыкальной школе, затем в училище, и, наконец, в институте или консерватории. Ты должен привить ребёнку в первую очередь культуру звучания инструмента, тонкость восприятия и воспроизведения музыкально-исполнительских нюансов, и всё это передаётся веками непосредственно из рук в руки, из поколения в поколение, от учителя к ученику. Дистанционные технологии обучения в искусстве – это нонсенс и шарлатанство.

  1. Как, по-вашему, ученики могут получить достойное образование через дистанционное обучение?

В 21 веке благодаря современным технологиям люди получили возможность чаще общаться. Мы можем писать друг другу письма, в любое время общаться по аудио- и видеосвязи. Но ни для кого не секрет, что даже самая совершенная связь грешит всевозможными искажениями во времени и пространстве. И хороший врач всегда будетосматривать больного непосредственно на приёме, а хороший учитель не сможет себе позволить пропустить мимо внимания любую интонацию, любое движение глаз ученика, присутствующего на уроке. Лишь только очное присутствие обеспечивает наивысшее качество передачи вербальной и невербальной информации между людьми.

  1.  В профессиональной среде понимают, что следуя ЦОС и ДО, согласно Форсайт-проекту «Образование 2030» и нацпроекту «Образование», - учитель в классическом понимании уже не нужен, его заменят тьютором или искусственным интеллектом?

Профессиональным коллективам перечисленные выше понятия официально представлены не были, на обсуждение не выносились. Многие учителя не слышали понятий «форсайт» или «тьютор», и для них словосочетания «электронный образовательный контент» или «поставщики контента» не таят в себе никаких угроз. Люди у нас закаленные, оптимисты, и даже регулярно повторяющееся сидение на дистанте не приводит их к мысли, что где-то что-то пошло не так…

  1. Как, по-вашему, отстранение учителей от критики ДО приветствуется властью? И что грозит преподавателю, если он публично выступает против ЦОС и ДО?

На мой взгляд, отсутствие критики ДО учителями поощряется в первую очередь руководством на местах, это даёт возможность учебному заведению благополучно отчитаться о «качественно» проделанной работе. И никакой руководитель публично не заявит о неразрешённых проблемах. Хотя, на мой взгляд, именно ПРОФЕССИОНАЛЫ ОБЯЗАНЫ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ КОМПЕТЕНТНОЕМНЕНИЕ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ в текущей ситуации.

  1. Какова мотивация современного учителя с учётом внедрения ЦОС и ДО?

Существует несколько аспектов проблемы мотивации современного учителя. Стоит отметить, что учителями в основном работают люди, преданные своему делу, втянутые в процесс, такие, которые из последних сил, зачастую ценой своего здоровья и в ущерб личным интересам, пытаются в любых условиях нести детям разумное, доброе, вечное. Но мы должны понимать, что никто не отменял процедуру аттестации на категорию, различные таблицы качественных показателей, существенно влияющие на заработную плату учителя. И чтобы соответствовать критериям качественных показателей, навязываемых сверху, учителя вынуждены следовать условиям формирования ЦОС в школе.

  1. Как осуществлять при ДО воспитание, которое является неотъемлемой частью образования?

Мне может казаться, что используя любую возможность (даже технологии ДО) я должна делать своё дело: показывать, объяснять, требовать, беседовать, выводить на рассуждения – т. е. осуществлять образовательную и воспитательную работу. Но иногда мне кажется, что это именно тот случай, когда из корыта выплеснули вместе с водой ребёнка. Конечная цель в искусстве становится недостижимой по определению ДО: нет живого звука, нет живого общения, нет правды. «Подлинное искусство не терпит лжи», – К.С. Станиславский.

  1. Какова, по-вашему, цель ДО и ЦОС?

Кому из нас, учителей и родителей, известны конечные цели внедрения ДО и ЦОС? Об этом нужно спросить у тех, кто это придумал и активно внедряет. Пришло время родительской и педагогической общественности чётко и громко задать эти вопросы.