Возможности участия родителей в управлении образовательным процессом
г. Севастополь, 8 июня 2016 года.
Система образования, участники образовательного процесса, родители, государство, общество, народ, история, развитие, наука, практика, будущее. Какая точка соприкосновения у всех этих понятий? Кто объединяет всех в одно целое? Качество образования кого так волнует сейчас родителей?
Это точка соприкосновения всех – дети, ребенок, пока еще несовершеннолетний, но уже гражданин нашей Родины, нашей страны. И то, каким гражданином, каким членом общества будет ребенок, зависит от того, как мы вместе воспитаем и обучим его.
Именно этим школьникам развивать нашу страну. И от того, насколько качественное образование получат граждане РФ, зависит то, насколько качественным, сильным, мощным будет развитие России.
В данный момент в обществе созрела сильная обеспокоенность родителей тем, какое качество образования получают дети. Эту обеспокоенность разделяют представители научно-педагогической общественности, общественные организации, граждане страны.
И для того, чтобы выработать механизмы решения проблем необходима совместная работа представителей всех заинтересованных в качестве образования сторон, а именно, представителей и общества, и государства как единого целого.
Речь идет о государственно-общественном управлении образованием.
Государственно-общественное управление образовательной организацией это взаимодействие в управлении с одной стороны различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти и местного самоуправления, руководители образовательных организаций), и с другой стороны различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.
В действующем Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) в сравнении с предыдущим законом Российской Федерации об образовании принцип государственно-общественного управления образованием перенесен из принципов государственной политики в сфере образования в перечень принципов организации управления системой образования в целом и во всех ее структурных элементах: «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» (ч.1 ст. 89 Федерального закона №273-ФЗ). То есть все субъекты управления системой образования должны в той или иной мере включать принцип государственно-общественного управления в свои структуры управления.
На уровне государственного управления в сфере образования данная норма отражена в п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона №273-ФЗ – через включение консультативных, совещательных и иных органов, создаваемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в структуру системы образования. Исчерпывающего перечня таких органов на федеральном уровне не предусмотрено.
На уровне управления образовательной организацией принцип государственно-общественного управления опосредованно выражен в статье 26 Федерального закона №273-ФЗ, в которой провозглашены принципы единоначалия и коллегиальности в управлении, при этом разделяя коллегиальные органы управления образовательной организацией и органы, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией, посредством выражения позиции той или иной группы участников образовательных отношений.
В субъектах Российской Федерации отношения в сфере государственно-общественного управления образованием развиваются и имеют свои особенности в каждом регионе. Поэтому одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, становится развитие диалога и равноправного партнерства с общественностью в рамках существующих и формирующихся новых механизмов государственно-общественного управления, с использованием потенциала лучших практик, наработанных во всех субъектах Российской Федерации.
В привычной модели сегодняшней массовой российской школы на большинство вопросов родителей слышны ответы: «не можем», «не знаем», «не имеем право», «не наш вопрос» и т.д., и как «последнее право», которое представители ведомственной, административной части системы образования формулируют достаточно доходчиво: «не нравится наша школа – идите в другую, школ много».
Но встает законный вопрос, почему должны уходить родители и дети, разве в другой школе права родителей будут другими? Разве другая школа находится в другом государстве? Разве в той школе, которую посещает ребенок или собирается посещать, не действуют законы РФ?
Получается, что школа, оставаясь сугубо ведомственной, административно управляемой системой, оказывается отчужденной от общества! И это отчуждение необходимо преодолевать.
Для реализации права родителей (законных представителей) на управление качеством образования несовершеннолетних граждан РФ создаются Управляющие советы школ.
Управляющий совет – коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организации, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, и имеющий зафиксированные в уставе этой организации управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития организации.
Управляющий совет (далее – УС) является органом коллегиального управления образовательной организации, представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса, разрабатывает и документально оформляет стратегию деятельности на среднесрочный период, регулярно пересматривает ее в целях поддержания актуальности положений.
В рамках разработанной стратегии УС ежегодно определяет ключевые приоритеты своей работы на учебный год.
В стратегии УС находят свое отражение все ключевые вопросы функционирования и развития организации:
– качество образования,
– образовательная программа,
– инновационная деятельность,
– безопасность и здоровье участников образовательного процесса,
– кадры,
– ресурсное обеспечение образовательных программ,
– условия обучения и материальная база школы,
– режим работы школы,
– кадровая политика образовательной организации;
–доступность образования, в т.ч. потребности особых категорий учащихся (дети с ОВЗ, дети в трудной жизненной ситуации), развитие разносторонней детской одаренности,
– дисциплина, профилактика и разрешение конфликтов,
– правовое обеспечение деятельности образовательной организации.
УС организует разработку и утверждает программу развития образовательной организации, создает условия для ее реализации и наблюдает за выполнением и результатами.
УС коллегиально, совместно с руководством образовательной организации вырабатывает в ясной и понятной форме цели, которыми должны руководствоваться администрация при принятии тактических и оперативных решений, касающихся повседневного управления образовательной организацией, УС, как правило, не вмешивается в повседневные текущие вопросы деятельности образовательной организации, но определяет стратегию ее функционирования и развития.
УС обеспечивает условия для формирования и сохранения благоприятной атмосферы, уклада образовательной организации, способствующего эффективному процессу обучения и воспитания.
В состав УС входят: директор (по должности); представители старшеклассников (избираются учащимися школы или органом ученического самоуправления); представители родителей (избираются родителями); представители педагогов школы (избираются педагогами школы); представители общественных организаций, действующих в интересах защиты семьи, авторитетные представители местного сообщества, партнеры школы, выпускники, могут входить представители учредителя, профсоюза.
Количественный состав УС может быть неодинаковым в различных образовательных организациях, но количественное соотношение представителей разных групп участников образовательного процесса не должно давать постоянного и решающего преимущества ни одной из групп.
Управляющий совет – орган стратегического управления школой, объединяя совместные усилия и вырабатывая общее понимание того, какое качество образования должны получать дети, определяет будущее школы, а в итоге – будущее всей нашей России.
Представители гражданского общества видят путь к сильному и мощному будущему нашей Родины в возрождении качественного классического отечественного образования.
Кульчицкая Анна, РВС.