Для того чтобы понять масштабы проблемы под названием «ЕГЭ», стоит взглянуть на любопытный документ, озаглавленный «Дорожная карта подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории городского округа Электросталь Московской области в 2025 году». Карты эти имеются во всех регионах, отличаются детализацией и отдельными пунктами.
На 24 страницах изложены 165 пунктов плана. Конференции, вебинары, семинары, консультации, «интенсивы», программы повышения квалификации для педагогов. Вплоть до обучения методам решения отдельных типов задач экзамена!
Всё это обеспечено прорвой методичек, видеороликов, онлайн-ресурсов и прочей документации во всех формах. Детей учителя должны готовить психологически, настраивать, мотивировать.
Школьников будут готовить, проверять подготовку и снова готовить. Подчеркнем — не знания по школьным предметам давать, а только к экзамену готовить, «затачивать» под шаблоны ЕГЭ. Нормальная учеба по программе в подмосковных школах заканчивается за полгода до экзамена.
Родителей тоже положено подготавливать, давая бесчисленные советы о том, как надо любить и поддерживать ребенка, чтобы экзамен не завалил.
Уверены, что не ко всякой военной операции готовятся так тщательно, как к этому экзамену, который бы должен быть проверкой знаний учащихся, но на самом деле является соревнованием регионов, напоминающим спортивные состязания.
Апофеозом служат факты освобождения школьников от занятий (свободное посещение школы), о которых сообщают родители. Делается это полуформально для того, чтобы дети могли «сосредоточиться на подготовке к экзамену» и без помех посещать репетиторов (на которых сейчас огромный спрос) и выполнять из задания.
Форма проверки знаний (ЕГЭ) пожрала содержание (собственно проверку знаний) и стала самодостаточной: готовится надо не к проверке знаний, а к экзамену как таковому. Знания тут вторичны, первичен экзамен и результат, который может быть слабо связан с уровнем знаний.
Итог всей этой суеты известен: в вузы страны приходят дети, блестяще сдавшие ЕГЭ и при этом не обладающие нужными знаниями для обучения в вузе. В том числе потому, что последние полгода в школе они не знания получали и укрепляли, а готовились к аттестации, обессмысленной и беспощадной.