Несмотря на то что введение ЕГЭ, наряду с другими факторами, только ухудшило качество образования, отказаться от него сразу не получится. Причиной тому не только пресловутая коррупция, но и опасность социального недовольства, которое может быть порождено сломом устоявшейся системы поступления в вузы.
Составители ЕГЭ, публикуя демонстрационную версию заданий, которая чрезвычайно близка к содержанию предстоящего экзамена, дают «уникальный» шанс ученикам получить высокую оценку. Опытный педагог без труда сможет их натаскать на решение однотипных заданий. Даже при отсутствии глубоких базовых знаний троечник сможет получить на ЕГЭ довольно высокий балл, позволяющий ему поступить в вуз, пусть даже и не в самый престижный.
По большому счету, этому способствуют условия, созданные в школах усилиями реформаторов образования. Они мотивируют учителей не на работу, а на «красивую» отчетность и на создание комфортных условий для учеников, что не соотносится с получением глубоких фундаментальных знаний.
Казалось бы, выявление уровня этих знаний у абитуриентов вузов на вступительных экзаменах могло бы стать одним из элементов обратной связи, «выправляющей» школу, но тут встает вопрос о человеческом факторе.
Сегодня «монетизация» статуса лицом, им обладающим, является нормой, и в этом «празднике жизни» члены приемных комиссий вузов не являются исключением. ЕГЭ и падение уровня школьного образования просто неизбежность, порожденная современной действительностью, основанной на культе денег и личного комфорта.
Для того, чтобы ситуация изменилась, нужно в корне менять цели образования. И понять, что образование - это стратегическая сфера безопасности государства.