ЕГЭ в детском саду?

Нет! Пока только в младших классах. Фуф... Ну, можно не беспокоиться! Пронесло!

Ни для кого не секрет, что ЕГЭ вызывает массу негативной реакции как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Да и сами ученики свидетельствуют о том, что тесты отупляют (недавно общался с одной девушкой, которая закончила школу в этом году). Вероятно, по этой причине комментарий к одному из планируемых новшеств звучит так: «Речь ни в коем случае не идет о введении нового Единого государственного экзамена или вообще каких-то новых экзаменов и проверочных работ».

Это были слова замглавы Минобрнауки Натальи Третьяк вот по какому поводу:

«В новом учебном году Минобрнауки намерено провести в режиме апробации Всероссийские проверочные работы для учеников четвертых классов школ по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир. По итогам апробации с 2016 года возможно распространение этой практики и на другие классы начальной школы, а с 2017 — начальной и основной школы». (Статья на сайте «РИА Новости»)

«По ее [Третьяк] словам, это будет обычная контрольная работа, подобная тем, которые сейчас проводятся в различных классах школ.

<…>

Отличительной особенностью Всероссийских проверочных работ станет то, что задания для них будут едиными для всех школ. Предполагается, что их разработают специалисты Федерального института педагогических измерений при участии экспертов Российской академии образования и ведущих педвузов страны. Результаты проведения этих работ позволят Минобрнауки выявить и скорректировать слабые места в образовательных программах и подготовке школьных учителей. Если слабые результаты продемонстрируют ученики отдельных регионов и школ — это будет сигналом дополнительно поработать с ними; если ученики в классе плохо понимают какую-то конкретную тему — это сигнал для учителя уделить данной теме дополнительное внимание. Проведение таких работ также позволит учителям и родителям понять, по каким темам следует дополнительно позаниматься с каждым конкретным ребенком.

"Это хороший мониторинговый инструмент для диагностики системы общего образования, чтобы мы могли оперативно реагировать на пробелы не в 10-11 классе, когда обучение уже по сути завершается, а с начального уровня, чтобы корректировать образовательную траекторию ребенка", — сказала Третьяк».

Интересно, что через 25 минут на сайте «РИА Новости» было опубликовано ещё одно сообщение на эту тему:

«Депутат о ЕГЭ в 4 классе: детей надо учить, а не натаскивать на тесты». Опа! А Третьяк ничего про тесты не говорила… И вообще делала упор на то, что это будет обычная контрольная работа, как все другие… Оказалось, что «Газета "Известия" в пятницу написала, что Минобрнауки РФ предлагает ввести для младшеклассников, начиная с 4 класса, промежуточную аттестацию в форме ЕГЭ». И далее: «Сообщается, что школьников начнут готовить к сдаче ГИА и ЕГЭ в четвертом классе. Издание напомнило, что сейчас в школах существует понятие "промежуточная аттестация", которой являются контрольные, самостоятельные работы, сочинения и другое».

Налицо явное противоречие между текстом второй статьи и словами Тертьяк. Смотрим статью в «Известиях»: «Минобрнауки вводит «ЕГЭ для младшеклассников»:

«Министерством образования и науки предлагается ввести всероссийские проверочные работы в форме промежуточной аттестации, но с одним условием — варианты будут едиными, на основе разработанных на федеральном уровне контрольно-измерительных материалов и методик».

Ну что ты будешь делать! Совершенно не согласуется со словами Третьяк в статье РИА Новости. Более того, приводятся разъяснения самой Третьяк: «Как пояснила … Третьяк, для детей такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, а также они помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9-м и 11-м классах».

И далее: «Фактически будет создан механизм, который стимулирует детей и педагогов начинать учиться [то есть натаскиваться на тесты]  не в 9-м и 11-м классах, когда нужно сдавать ГИА и ЕГЭ, а уже с начальной школы и по всем предметам».

В статьях написано ещё много всего интересного. Есть там и оценки специалистов. Но я бы хотел обратить внимание на несколько вещей.

Вводятся не просто контрольные работы, а тесты! Это очень важный момент.

Иначе и не могло быть, так как нужен объективный механизм оценки качества. А это значит, либо брать сводную группу для проведения нормальных контрольных, аттестованными учителями, либо проводить тесты. (Может, ещё есть варианты?)

Даже если тесты будут не переводными, от них будет зависеть оценка работы школы, поэтому школы начнут самостоятельно строить свою работу так, чтобы дети лучше сдавали тесты, верно? Иначе им просто скажут – ребята, да вы плохо учите, и начнут «разбираться» с провинившимися так, как это у нас умеют.

Третьяк заявляет, что проверять работы будут местные учителя. Так и хочется добавить слово «пока». Потому что на следующий год выяснится, что учителя что-то там «подтасовывают» и поэтому результаты не объективны, а «задумка-то хорошая»! Следовательно, нужно вводить проверку со стороны. В итоге получится такой же ЕГЭ, только «не переводной».

Кроме того, в разных школах порядок изучения материала может отличаться. А тесты будут едиными для всех. В итоге школам в любом случае придётся корректировать программу. А если (давайте пофантазируем), в тесты добавить больше тем, чем дети вообще проходят, то в итоге произойдут две вещи:

o   Школы в усиленном режиме начнут натаскивать детей на эти задачки.

o   Школы поднимут протест, но на такие протесты власти у нас реагируют не сразу. Взять к примеру ЕГЭ. Да и сложно протестовать, когда ты работник бюджетной сферы. Сегодня ты протестуешь, а завтра – ищи себе новую работу.

Короче, ни к чему хорошему, на мой взгляд, введение подобных тестов не приведёт. Более того, это желание подменить прямое общение с детьми тестами и машинной обработкой результатов говорит о тенденции рассматривать человека не как живое существо, а как некую машину для разгадывания тестов, обосновывая эти действия словами об объективности.

Должен сказать, что объективная оценка даже каких-то отдельных параметров человеческой личности – задача весьма и весьма сложная. До конца даже не ясно – можно ли вообще это сделать или нет. И потому мы доверяем человеку-специалисту, когда идём к врачу с результатами анализов, сделанных аппаратами. И потому мы советуемся с друзьями, чтобы оценить вместе какую-либо жизненную коллизию. Ключевым моментом здесь является доверие.

Все же эти попытки роботизировать контроль за работой учителя и успеваемостью учеников идут как раз от отсутствия доверия со стороны министерства к тем и другим.

С доверием же в нашем мире сейчас крайне сложно просто потому, что живём мы все по капиталистическому принципу: «человек человеку волк». Отсюда и идут все эти проблемы, в том числе с автоматическим тестированием.