Вальдмюллер Фердинанд. Бабушка с тремя внучками. 1854
Занятость людей в старшем возрасте ограничивает внутрисемейное развитие человеческого потенциала, заявил кандидат экономических наук, доцент Башкирского государственного университета Наиль Ишмухаметов 22 апреля на круглом столе, проходившем в рамках V Санкт-Петербургского международного форума труда.
Как отметил ученый, несмотря на отдельные положительные стороны продолжения работы граждан в старшем возрасте: наставничество на производстве, участие в приросте национального дохода, снижение нагрузки на пенсионную систему, — существует и другая сторона. По мнению исследователя, роль лиц старшего возраста в экономике семьи менее очевидна для экономической науки, но не менее важна.
«С точки зрения полноценного развития человеческого потенциала наставничество вообще-то и на уровне семьи не менее важно для общественного развития, чем на уровне предприятия. Но мы полагаем, что и для экономического развития, на самом деле, это не менее важно», — сказал Ишмухаметов.
По мнению ученого, домохозяйство является предприятием особого рода, выступающим в роли производителя «человеческого потенциала для его реализации в виде человеческого капитала».
«Здесь проблема для нас, для экономической науки в том, что отдача накопленного человеческого капитала выражается не только в деньгах. И как эту отдачу считать — здесь, наверное, должен быть выход на междисциплинарные мосты, на связь с социологией, психологией», — объяснил экономист.
Как отметил Ишмухаметов, участие родственников старшего поколения в ретрансляции самобытной семейной культуры можно рассматривать как некое благо, которое в связи с повышением пенсионного возраста становится все менее доступным для молодых семей. «И это в конечном итоге еще в большей степени усугубляет проблему устойчивости института традиционной семьи на фоне нерешенных инфраструктурных проблем, нехватки детских садов и прочего», — пояснил ученый. Он подчеркнул, что продолжение занятости лиц старшего возраста можно рассматривать как «лимитирующий фактор внутрисемейного развития».
Ишмухаметов объяснил, что под наставничеством на уровне семьи он имеет в виду передачу семейной культуры подрастающему поколению — как неформальных ее компонентов, так и формальных, таких как, например, образование. Одним из инструментов такой передачи является воспитание. По словам ученого, наставничеству на уровне семьи мешает занятость старшего поколения.
«Если человек вынужден продолжать работать, если у нас всего 24 часа в сутки биологического времени, а социально полезного времени гораздо меньше, то человек не может разорваться. Ему приходится выбирать. И понятное дело, что когда это [занятость на работе] происходит вынужденно, то сокращаются возможности наставничества на уровне семьи для лиц старшего возраста», — пояснил он.