Основатель и директор благотворительного фонда «Поддержка людей с инвалидностью, пропаганда здорового образа жизни „Сила духа“», президент Европейского союза паратхэквондо (EPTU) Александр Шлычков, которого ИА REGNUM привлекает в качестве эксперта в вопросах, касающихся инвалидов, недавно изменил свою позицию в отношении инклюзии.
Напомню, что совсем недавно, а именно 6 октября, он ратовал исключительно за инклюзию и «социальную адаптацию», которая якобы достигается в условиях, когда дети инвалиды и дети здоровые обучаются в одном классе. Итак, еще 6 октября 2016 г. Шлычков в общении с журналистами говорил, что «очень важно перестать изолировать детей с инвалидностью».
Но вот уже сегодня, 25 ноября, Шлыков, видимо, разобравшись в проблеме, уже не столь категоричен и говорит о пользе дистанционного образования для инвалидов. Напомню, что дистанционное образование является разновидностью обучения на дому, того самого, которое по словам Шлыкова, произнесенным 6 октября, «изолирует детей». Сегодня президент Фонда сказал, что дистанционное образование для детей-инвалидов стоит все-таки развивать. И не просто стоит развивать, а развивать так же интенсивно, как и инклюзивное:
«...при развитии инклюзивного образования важно учитывать, что не все дети с инвалидностью могут обучаться в этих условиях. В первую очередь необходимо учитывать интересы самого ребёнка, поэтому дистанционное обучение должно развиваться наряду с инклюзивным, — это даёт возможность выбора наиболее подходящего варианта».
Такое изменение мнения экспертов в области работы с инвалидами не может не радовать!
Стоит еще отметить, что и Президент России также, судя по всему, не испытывает иллюзий по поводу инклюзии и на вопросы лоббистов прямо отвечает, что «общество не готово к полной инклюзии в образовании», однако, склоняясь под их давлением, говорит, что «государство должно поддерживать тех, кто занимается этим вопросом, и продвигать идеи инклюзивного образования».
Возможно, что и Шлыков, и наш Президент, как и многие другие, не владеют всей информацией в вопросах проблем детей-инвалидов (данное понятие сейчас расширено и чаще дети-инвалиды входят в категорию «дети с ограниченными возможностями здоровья»(ОВЗ).
Так, например, лоббисты инклюзии часто апеллируют к информации, что якобы в Европе существует только инклюзия (когда дети с ОВЗ и здоровые дети учатся в одном классе) и отсутствует «специальное образование» (когда дети с ОВЗ обучаются отдельно от здоровых детей), что не является правдой.*
Также они предпочитают умалчивать о том, что подавляющее большинство детей с ОВЗ – это дети с разными патологиями умственного развития (умственная отсталость, психические заболевания и т. д)**. То есть фактически тщательно скрывается информация о том, что они хотят посадить в классы с обычными детьми детей с умственной отсталостью. При этом они пытаются нас уверить, что инклюзия не приведет к ухудшению качества образования как для здоровых, как и для детей с «особенностями развития» . По-хорошему, детям с ОВЗ, особенно с патологиями умственного развития, требуется особый, индивидуальный подход и особые условия, которые в обычной школе, как ни старайся, но создать невозможно.
Ну и так ли важна эта мифическая «социализация», если главные задачи развития и образования детей как здоровых, так и с особенностями, – это МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ их способностей исходя из того, ЧТО ИМ ДАЛА ПРИРОДА, получение КАЧЕСТВЕННОГО образования! А достичь именно максимального развития и тех и других ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ РАЗДЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.
И вот на одной чаше весов «социализация» и «развитие милосердия» (причем этого всего ведь можно и по другому достичь, ведь так?), а на другой – максимальное из возможного развитие ребенка. Что выберет грамотный родитель? Что выбрал бы сам индивид, если бы был уже взрослый и его верно информировали и предоставили бы такой выбор?
Если социализация так важна, то почему наши элитарии предпочитают отправлять своих детей за тридевять земель в закрытые школы (В КОТОРЫХ, КСТАТИ, ЕЩЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ ДО СИХ ПОР ПРИМЕНЯЮТСЯ!) подальше от семьи, подальше от обычных детей? Как же социализация-то! Ведь дети, выросшие вдали от семьи и от обычных детей, вырастут не социализированными! Но почему-то сильных мира сего это не беспокоит, им главное – КАЧЕСТВО образования! Так почему народу эти «сильные мира сего» навязывают так интенсивно то, во что сами не верят и не применяют, когда дело касается их детей?
Также лоббисты инклюзии попросту лгут нам, как «радостно» и «единодушно» Европа принимает инклюзию. Они умалчивают (и скорее всего осознанно) о том жестком сопротивлении общества и педагогов в некоторых развитых странах Европы (но об этом подробнее позже).
Россия в данном вопросе не сильно отличается от этих «некоторых» стран Европы. Это говорит о том, что наше население, несмотря на усиленную работу пропагандистов, не потеряло здравый смысл. По данным социологического опроса АКСИО-6 подавляющее большинство россиян считают, что дети с задержками развития должны учиться отдельно в специальных школах, чтобы их развитие было полноценным и чтобы не понижался уровень образования здоровых детей. Только 16,9 % из опрошенных респондентов были уверены, что дети с задержками развития должны учиться вместе со здоровыми детьми (вариант инклюзии), чтобы облегчить им вхождение в общество.
Любовь Незнамова, РВС
__________
* – этому можно привести множество примеров, но в той же Италии, несмотря на уже давний опыт применения инклюзии, до сих пор существуют как государственные, так и негосударственные школы для детей с ОВЗ.
** – по данным за 2002 год (и я не думаю, что эта тенденция изменилась или является уникальной) в той же Италии из 136503 учеников с ограниченными возможностями, что составляет около 2% от общего числа учащихся, по Данным ISTAT, предоставленным Министерством образования Италии: глухие – 2%; с иными нарушениями слуха – 7%; люди с физическими недостатками – около 15%; с недостатками умственного развития различных типов – около 76%.