Если звёзды гасят целыми созвездиями, значит...

То, что на юго-западе Москвы почти разрушен Центр детского творчества «Созвездие» — процесс ожидаемый и системный. И дело тут не только в развязанной войне с образованием. В нашу страну пришла беда. Её пытаются лишить будущего.

Давайте системно разберёмся с тем, как это происходит. Каков механизм это масштабной атаки на наше государство.

Подробно об уничтожении ЦДТ «Созвездие» можно прочитать в этой статье. Ситуацию заметили и в крупных федеральных СМИ.

Коротко напомню ситуацию. С 1969 года в Москве существовал огромный Центр детского творчества, вполне сравнимый по своей значимости со знаменитым Дворцом пионеров на Ленинских горах. Так вот, в 2015 году после типичной для современной России операции по «оптимизации» и «укрупнению», «Созвездие» слили с другими образовательными учреждениями, получив некий «Образовательный центр на проспекте Вернадского».

В Москве такие «оптимизации» обычно проводятся для того, чтобы половину людей из укрупнённого учреждения поувольнять, а освободившиеся помещения использовать для своих сугубо коммерческих целей.

В нашем случае действия руководства Центра пока что идут в русле такой схемы. Судите сами: из нового Центра стали выгонять педагогов. За год из 120 опытных и профессиональных учителей осталось меньше 40. Так как при таком огромном сокращении коллектива не может быть вообще никакой речи о преемственности образовательного процесса, то на нём можно смело ставить крест. Видно, что Центр «Созвездие» просто ликвидируется и постепенно переводится в комплекс предоставления родителям с детьми платных услуг.

Казалось бы, мы видим чисто денежные интересы, которые и реализуются дорвавшимися до «кормушки» чиновниками. Однако проблема здесь гораздо глубже. Были бы случаи уничтожения образовательных учреждений одиночными, государство их бы рано или поздно попресекало, а виновных пересажало. Но случай с «Созвездием» — не одиночный. Ещё в прошлом году схожая попытка разрушить в Москве Центр «Развитие» послужила поводом, чтобы серьёзно обратить внимание на возрастающую проблему. Тогда «Родительское Всероссийское Сопротивление» провело пресс-конференцию, на которой обсуждалась необходимость организованно бороться с этой вполне системной атакой на российское образование. Отчёт о конференции «Детские центры Москвы отстреливают по одному» выложен здесь.

Ради чего же разрушается образование? Бывший министр минобрнауки Андрей Фурсенко прямо говорил, что советская система обучения пыталась формировать человека-творца, а в России сейчас стоит задача вырастить «квалифицированного потребителя». Для чего потребителю знания? Для того чтобы клянчить подарки и покупки, они не требуются. Для формирования человека-потребителя нужны только нежелание развиваться и сопутствующий этому процессу инфантилизм. Всё это и достигается разрушением советской системы образования, заменой её на привнесённые к нам с Запада технологии, такие как ЕГЭ, обеспечивающий неразвитие человека.

Поясню подробнее этот момент.

Начнём с того, что распишем, какие существуют этапы образования человека, прежде чем он станет неким абстрактным сверхчеловеком, который всё знает, всё умеет. Для примера возьмём путь человека, решившего работать в науке. Для других профессий схема будет аналогичной.

Рисунок 1

Знания накапливаются: младенец учится говорить, в детском саду он учится жить в маломальском, но коллективе, а в школе к этому присоединяется набор общих знаний, которые цивилизация успела накопить и которыми готова поделиться с каждым.

Что же происходит дальше? А дальше человек начинает эти знания не только брать у других людей, которые уже ими обладают, но и сам эти знания производить. Чем занимается «научный гений»? Открытиями! Он исследует, как устроен мир, ищет в его поведении закономерности. Т. е. в этой последовательности наступает момент, когда человек от изучения ранее открытого переходит к самостоятельному изучению мира, к изучению ещё неоткрытого. Какой же момент является критическим при переходе от учёбы (получения уже известных знаний) к самостоятельным исследованиям? Конечно же, этап между уровнями «выходим из школы» и «поступаем в ВУЗ»! Итак, отметим, что в школе человек изучает то, что человечество уже знает, а в ВУЗе начинает постигать ещё неизведанное!

Рисунок 2

Грань между уровнями «учим известное» и «исследуем неизвестное» достаточно расплывчата (и школьник может начать исследования, если его настроит на это учитель, и учёный может начать обучаться тому, что открыл другой учёный). НО! Именно в промежуток между уровнем знаний «выходим из школы» и уровнем знаний «поступаем в ВУЗ» происходит определённый качественный скачок, когда человек из накопителя знаний становится их производителем. Школьник становится студентом. Ученик становится исследователем. Как раз в тот момент, когда ребёнок становится взрослым человеком.

Эта разница (обозначена на рисунке буквой «дельта») аналогична скачку в процессе титрования из аналитической химии: вы капаете уже 1000 капель одного раствора в другой, и ничего не происходит, как вдруг, после добавления 1001-й капли, смесь меняет цвет, и после этого процесс обратить нельзя — раствор навсегда стал цветным. Ученик накапливает знания, накапливает (количество знаний в голове растёт), и вдруг у него их оказывается столько, что он сам начинает делать на их основе выводы (количество знаний переходит таки в их качество). Я уже упомянул, что этот процесс идёт параллельно процессу взросления — из школы выходит ребёнок, а в ВУЗ приходит уже взрослый человек. Количество (возраст) тоже растёт, и вдруг качественно меняет личность.

В чём же проявляется эта дельта? В чём проявляется её качественность в плане образования? Ну, например, в принципах преподавания. Школьный преподаватель — профессиональный учитель, который не занимается ничем, кроме вливания в учеников знаний. За молодыми оболтусами надо следить, чтобы не валяли дурака, заставлять их учиться. Преподаватель же ВУЗа — не столько учитель, сколько учёный. Его цель — помогать студенту работать. Студент — уже достаточно умный человек, чтобы над ним постоянно не сидел учитель, не подгонял его, не грозился вызвать родителей в школу. Ему уже достаточно лекций и учебников, чтобы самому вкладывать в себя знания. Конечно, этот процесс отслеживается при помощи всевозможных контрольных работ, зачётов и экзаменов, однако уровень именно «надсмотрщничества» в качественном плане существенно отличается от школьного. А одним из главных критериев того, справился ли студент с первым курсом, является, например, курсовая работа — «взрослый» отчёт о полноценной научно-исследовательской деятельности (не самой сложной, но от этого не менее важной). Конечно же, я несколько утрирую картину, но принципиальную разницу между школой и ВУЗом, надеюсь, представил.

Школа подводит ребёнка к той черте, за которой начинается взрослая жизнь. Дальше ребёнок становится полноценной личностью и должен сам решать, что он в этой жизни хочет делать. Он может пойти в любую профессию. «Все работы хороши! Выбирай на вкус!» В том случае, если он решил связать свою жизнь с наукой, ему необходимо пройти своеобразный тест — поступить в ВУЗ, преодолеть дельту.

Обозначим очевидный ряд вопросов: а для чего она нужна? Может, её следует устранить? Почему уровень знаний, который нужен для сдачи выпускных экзаменов, и уровень знаний, который нужен для сдачи вступительных экзаменов, отличается? Не проще ли будет схлопнуть эту дельту?

Перво-наперво: а как?

Вариант первый: поднять уровень знаний, даваемый школой. Пусть все ученики выходят ещё более образованными, чем раньше!

Нельзя! Потому что задача школы — давать общие для всех знания! Не секрет, что вместе со взрослением в период дельты наступает период определения человеком своего пути, и, соответственно, появляется потребность в специализации! Дать общие знания и дать специализированные знания — две разные задачи! И если вы попытаетесь человеку, которому нужно одно, под видом общего дать другое, то есть шансы, что у него элементарно «голова опухнет» от сведений, которые ему не так важны. Да, хорошо бы, чтобы человек знал всё! Но на данный момент это невозможно, т.к. период получения знаний ограничен продолжительностью жизни. Задача человека на данном этапе развития нашего вида состоит не в том, чтобы стать сверхчеловеком, способным на всё, а лишь профессионалом в той области, которая ему нравится.

Вариант второй: опустить уровень знаний, необходимый для того, чтобы поступить в ВУЗ. Глупо! Это означает, что в ВУЗ придёт больше народу, чем это нужно! Большинство отсеется в первую же сессию. Более того, в ВУЗе придётся перекраивать преподавательский состав! Ведь до этого преподаватель ВУЗа — профессионал-учёный! А теперь? Чтобы дотянуть поступивших до уровня, с которого с ними можно будет работать, надо угробить кучу времени! Т. е. заставить учёного перенаправить свои силы из науки в педагогику! Т. е. заставить его стать худшим учёным, но лучшим преподавателем! Убить ВУЗ как научную организацию!

Впрочем, это неважно... Ибо, второ-навторо (есть такое слово?): а зачем?

Сначала абстрактно порассуждаем... Как ребёнок становится взрослым? Вот сегодня он — ребёнок, а завтра — взрослый? Или как? Паспорта нет — ребёнок, паспорт есть — взрослый? Нет тут чёткой границы, она как-то интуитивно просматривается. Вот в этот год человек вёл себя как ребёнок больше, чем как взрослый, а вот в этот — наоборот. Давайте считать, что в Новый Год он повзрослел. Однако, чтобы человек сам для себя прочувствовал, что такое взросление, сам проникся чувством оседлавшей его ответственности, в некоторых странах/племенах существуют обычаи, связанные с ритуалами перехода ребёнка во взрослую жизнь. Так вот, дельта — это и есть своеобразный современный аналог этого ритуала. Дельта — это дорожные указатели, показывающие, где закончилось детство и началась большая жизнь.

Ну а теперь поконкретнее и не так абстрактно. Вот решил человек начать работать в области химии. А кем? Можно стать теоретиком, который придумывает новые классы соединений и способы их получения. Можно стать синтетиком, который их в колбе «сварит» со стопроцентным выходом. Можно — технологом, который придумает, как их производить не в колбе, а в количествах, которые можно будет грузить экскаватором по вагонам. Можно стать стеклодувом, который будет делать нестандартные приборы и чинить химическую посуду. Всё это — химические работники, только вот способности для каждого из этих направлений нужны разные. Где-то, например, нужен человек «порукастее», где-то — «поголовастее». И ВУЗы, готовящие людей к каждому из этих направлений, предъявляют свои специализированные требования к поступающим. Если не получилось поступить в один химический ВУЗ, попробуй в другой, вдруг науку выбрал правильную, а вот направление — нет. Дельта, в этом отношении, является предохранителем, спасающим человека от ухода в несчастную жизнь, к которой он не приспособлен!

Ну, хорошо, для чего дельта нужна, мы поняли, но как её преодолеть? Да вот так:

Рисунок 3

Есть «основное обучение» — школа. Там учат «вообще» и «всему». Чтобы перепрыгнуть дельту, этого мало. НО! Если у ребёнка есть желание и потребность в дополнительном обучении, то он получает параллельное образование (кривые пунктирные стрелочки). А что это такое? Да те самые кружки во Дворце Пионеров, спортивные секции, красные уголки с рисованием и т. д. В советское время такое дополнительное образование было нормой — если учитель видел в тебе талант, то всеми правдами и неправдами старался вытащить на какое-нибудь межрайонное соревнование по этому таланту. Знаешь немецкий — дуй в соседнюю школу на олимпиаду, хорошо рисуешь — повесим твою картину в ближайшем кинотеатре на конкурсе. Почти в каждом ВУЗе всегда были бесплатные подготовительные курсы. А уж если ты ещё в школе доказал, что точно справишься со взрослой жизнью, закончив последний класс с золотой медалью, то преодоление дельты засчитано заранее! Ты — уже в ВУЗе, ибо все понимают, что с таким упорством тебе никакие трудности нипочём!

Что происходит, когда под различными предлогами вводится ЕГЭ? Смотрим:

Рисунок 4

Понятно, да? Дельту ликвидировали.

Теперь, что происходит с обществом, имеющим к этой схеме отношение?

В ВУЗы приходят все подряд... Не те, которые могли бы учиться, а все! Высшее образование становится ярлычком, который на себя вешает каждый, а не достижением, к которому надо стремиться с большим трудом. Что происходит с учениками, попавшими «не туда»? (А при отсутствии дельты число детей, неправильно сориентировавшихся в жизни, увеличивается в большо-о-ой степени!) Может вот что произойти: ВУЗ их принимает и ничего с этим не делает, тогда они становятся формально учёными, но с плохим образованием, выходят в «не ту жизнь» с корочкой плохого ВУЗа (о том, зачем понадобились звания магистров и бакалавров, т. е. неучей, теперь, думаю, сами сможете додумать). А может и так: ВУЗ заботится о том, чтобы все получили хорошее образование и выбрасывает половину поступивших на улицу. Сам же, потратив силы на хоть какое-то доведение оставшихся до нужного уровня знаний, ещё какое-то время держится, но постепенно ломается и рушится, например, из-за того, что учёные вместо работы занимаются кондовой педагогикой. Работают не со вступившими во взрослую жизнь людьми, а со всё ещё детьми.

Это — что касается учеников. Что же касаемо родителей, учёных и школьных учителей, то тут такая ситуация:

Рисунок 5

Дельту уничтожили, а вместо неё подсунули ложную конструкцию, условно назовём её ЕГЭ. Да, вот этот самый дутый шарик, который делает вид, что уровень знаний, нужный для ВУЗа не упал, а всё ещё наверху! Что этап перехода во взрослую жизнь ещё есть! Родители всё ещё воспринимают поступление своих детей не как формальность, а как достижение! Школьные преподаватели довольны — все их дети поступили в ВУЗ! Учёных успокаивают, что ничего не изменилось — дельта есть. Штука только в том, что воздушный шарик — чистой воды надувательство. Нет дельты! Схлопнулась! Дети остались детьми. Они не стали взрослыми.

Преодолеть эту тенденцию к инфантилизации общества всё ещё пытаются оказавшиеся на удивление живучими коллективы педагогов, которые готовы обучать и развивать детей, несмотря ни на что. Готовы вести дополнительное образование, чтобы дети выросли во взрослых.

Именно за это их и атакуют.

Почему? Дело в том, что вся жизнь России была посвящена одной цели — вступить в Европу на равных правах. Ради этой цели был разрушен Советский Союз. Ради этого в его бывших республиках насильно пропихивались прозападные законы, ювенальная юстиция, западная система образования и многое другое. Вот почему!

Сейчас, после почти 30 лет следования этому разрушительному курсу, стало ясно, что ни в какой Европе нас не ждут. Тем более не ждут как равных, а только как рабов — поставщиков детей на потеху тамошним извращенцам и трансплантологам, ну и как источник дешёвого труда. После воссоединения с Крымом это может не замечать только слепой. Слова «русский» и «Россия» в западных СМИ являются синонимами слов «чума» и «проказа».

Понятно, что Россия не могла не отреагировать на это и стала готовиться к объявленной нам войне. Отменой разрушительных армейских «реформ» удалось поднять боеспособность наших вооружённых сил и восстановить их инфраструктуру. Очередь — за образованием. Назначение в прошлом году Ольги Васильевой министром образования и науки стало знаковым событием. Она почти сразу заявила о необходимости возврата к советской системе обучения и об отмене ЕГЭ. Это тяжёлый процесс. О препятствиях на этом пути в газете «Суть Времени» была большая статья Павла Расинского «Новый министр в старом окружении».

Основные трудности связаны с тем, что отказ от разрушения страны вызвал бурную реакцию со стороны желающих как-то пролезть на Запад. Палки в колёса ставятся на всех фронтах. Взять ту же ювенальную юстицию: на I съезде «Родительского Всероссийского Сопротивления» была обозначена угроза её проникновения в нашу страну. Тогда на съезд пришёл президент Путин и заявил, что не допустит ювеналку в Россию.

И что произошло дальше? А произошло то, что вопреки его указам чиновники пропихнули новые законы, направленные на разрушение семей, взамен старых. И только активность родителей по всей стране, собравших за пару месяцев более 200 тысяч подписей, помогли остановить эти законы. Путин отозвал уже подписанный документ.

Из этой истории можно сделать два важных вывода.

Первый: скоординированное и единое гражданское общество может законно и конструктивно влиять на принимаемые решения. Кстати, Центр «Развитие» удалось отстоять — его руководство пошло на переговоры. Отстоим и «Созвездие».

Откуда у меня такая уверенность?

Когда я пришёл на одно из первых собраний родителей и педагогов, решивших бороться за сохранение ЦДТ, они сразу же согласились выступить с небольшими обращениями о своём отношении к происходящему. Мне удалось записать на подручное устройство несколько фрагментов. Посмотрите их:

Людей волнует будущее страны. Они к нему неравнодушны. Их не запугать. Почему? А потому что их (а значит, и нас) много. А тех, кто против — мало.

Второй: идёт война между Россией и окопавшимися в ней чиновниками, принимающими антигосударственные решения. Чиновниками, не понимающими, что страна находится в состоянии войны. Не понимающими, что разрушение инфраструктуры, необходимой для сохранения будущего России, является в таких условиях предательством. Именно об этом в апреле в Москве говорили участники III съезда РВС.

Стенограммы выступлений на съезде были опубликованы в газете «Суть Времени». В электронном виде их можно почитать на интернет-странице агентства Красная Весна. Если удобнее, то вот ссылка на файл в PDF-формате.

Вспомните, с какой силой был нанесён удар по ювенальщикам, когда на верхах стало известно об их предательстве. Ответ тем, кто саботирует планы министра образования по восстановлению системы обучения, тоже не заставит себя ждать. Вопрос о том, понимают ли это чиновники на местах или нет, является очень важным, в первую очередь, для них самих.

Напоследок хочу сказать ещё одну важную вещь. Всегда найдутся желающие помешать договориться с чиновниками о том, как лучше исправить сложную ситуацию, в которую они себя поставили. А из попыток родителей и педагогов спасти ситуацию будут стараться устроить какой-нибудь бессмысленный протест, который и к решению проблемы не приведёт, и раскол в общество привнесёт. Мы категорически против абстрактного протеста ради протеста. Мы всегда готовы помогать найти общий язык между всеми участниками любых конфликтов. Мы живём в одной стране. И если мы хотим и дальше жить вместе, давайте вместе конструктивно решать все вопросы, включая вопрос, как сохранить ЦДТ «Созвездие» и его уникальный коллектив профессиональных педагогов. Только так в непростых условиях мы сможем сохранить будущее для России и живущих в ней наших детей.

Алексей Зефиров, РВС.

 

 

Регион: