В современном искусстве встречаются совершенно нелепые, как может показаться на первый взгляд, формы выражения внутреннего мира художника. Но если внимательнее вглядеться в суть этого так называемого «современного искусства», то окажется, что оно является зеркалом, отражающим духовное исчерпание культуры в наше время.
Духовное исчерпание или отказ от смыслов – это путь в никуда. В свою очередь художник, отказавшийся от поиска смысла и выбравший для себя этот губительный путь, перестает быть творцом, он становится заложником абсурда, невежества, аморализма. И с этого момента, когда он, художник, делает подобный выбор, его дальнейшие действия понятны.
Истощение творческого потенциала, скудость мысли и вместе с тем назойливое желание выразить это свое убогое внутреннее содержание не абы как, а эпатажно, на показ всему миру, вот гремучая смесь, толкающая художника хвататься вместо кисти за нож, молоток и пилу. Более того, почему не схватиться, если само общество, сбрасывая с себя как покрывало нормы приличия, диктует свои желания, порой граничащие с безумием.
Ярким выразителем такого безумия стала популярная американская художница-инсталлятор Валери Хегарти. Широкую популярность ей принесло столь востребованное в современном искусстве воспевание тлена. А отличительной чертой, внесшей новизну в отрицание нравственных ориентиров, стало эпатажное демонстрирование варварства как нового слова в современной эстетике.
Именно эстетика варварства – вот то словосочетание, которым можно описать суть созданных художницей инсталляций. Пробитые, разодранные в клочья стены, тлеющие останки предметов интерьера, сожженные, изувеченные картины, над которыми, как над гниющими трупами, слетелись вороны – все это напоминает декорации к психоделическим фильмам ужасов.
А между тем работы художницы востребованы благодарной публикой. Помимо постоянных экспозиций в галереях Нью-Йорка – Nicelle Beauchene и в Лондонском Музее 52, ежегодно Валери Хегарти демонстрирует результат своих стараний в одном из престижных музеев мира. Такое, казалось бы, несоответствие предъявленного содержания и реакции на него еще полвека назад было бы невозможным. Сейчас же возможно все! И зачастую можно увидеть, как подобные псевдохудожники в погоне за успехом не стесняются выражать свои мысли, представляя искушенной публике, по сути, бездарные, лишенные каких либо морально-нравственных принципов формы современного образца. Но о формах в современном искусстве мы поговорим в следующий раз.
Ксения Остроносенко, РВС.