Эволюция одной московской школы в условиях реформы системы образования или борьба с «Тараканищами от образования». Часть № 1

Речь пойдет о ГБОУ школа № 1900, СЗАО, Москва.

Не в тиши и не в глуши, не вдали от магистралей, а в столице России, в городе Москва, в одном спальном районе Митино, СЗАО, стояли рядышком две школы – ГБОУ СОШ № 1062 и ГБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1900. Когда-то давно были эти школы одним целым, аж в 2002 году, но потом пути дорожки их разошлись, цели и задачи развития обучающихся разделились.

 

Но  грянул 2013 год. Впереди страны всей Москва занялась реорганизацией образовательных организаций.

 

 

 

Фото с сайта http://dogm.mos.ru/gosprogramma/

 

Была заявлена цель реорганизации:

– обеспечение преемственности и непрерывности между всеми звеньями образования;

– обеспечение широких возможностей организации системы дополнительного образования;

– увеличение контингента воспитанников и обучающихся;

– увеличение заработной платы;

– создание единой образовательной среды;

– преемственность образовательных программ;

– возможность выбора кружков, секций по интересам.

 

Вроде бы намерения благие, но давайте посмотрим, как реализуются они на практике и какая цель преследуется на самом деле.

 

Реорганизация образовательных учреждений приводит к созданию нового образовательного учреждения, в состав которого входят несколько, ранее действующих индивидуально, учреждений. Реорганизация может проводиться в нескольких формах: слияния, присоединения, преобразования, разделения, выделения.

 

Порядок реорганизации и ликвидации учреждений образования регламентируется двумя документами – Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании».

 

Так как реформа направлена на «укрупнение» образовательных организаций, на создание образовательных холдингов, мы остановим свое внимание на первых двух формах реорганизации: слиянии и присоединении.

 

Реорганизация в форме слияния подразумевает, что все имущественные права и обязанности каждого из двух юридических лиц переходят к третьему юридическому лицу, которое возникло в результате слияния. В свою очередь, первые два юридические лица прекращают свою деятельность.

 

Реорганизация образовательных учреждений может осуществляться в форме присоединения. В этом случае одно учреждение образования присоединяется к другому, все права и обязанности переходят к последнему.

 

Как это выглядит на практике? Есть школы, детские сады, каждое учреждение – самостоятельная единица со своей спецификой, своим финансово-хозяйственным планом деятельности, со своим финансированием. Сначала к школам присоединили детские сады, ликвидировав последние как самостоятельные единицы. Детские сады стали дошкольными отделениями школ. Потом пошли дальше и стали еще больше «укрупнять» образовательные организации, соединять несколько школ в одну образовательную структуру. Создали таким образом организации, которые объединяют 2 и более школы, 2 и более детских сада. Обычно это 2 – 3 школы и 4 – 6 детских садов, но есть и более крупные холдинги.

 

В чем же разница между присоединением и слиянием? В случае слияния все организации прекращают свою деятельность и создается новое учреждение, которое включает в себя все особенности предыдущих организаций.

 

В случае же присоединения, выбирается одна, головная организация, которая, по сути,  поглощает другие. Так вот, в Северо-Западном округе все организации реорганизовались в форме присоединения.

 

Если главной организацией выбирают гимназию с изучением английского языка и оставляют в ней прежнего директора, то он и перестраивает всю работу образовательной организации под себя. Остальные особенности присоединенных организаций он считает не нужными, обременительными и затратными. Забирая себе финансово-хозяйственную часть присоединенных организаций, директор как балласт пытается сбросить с себя специфику поглощенных школ и детских садов.

 

Кто выбирает эту самую главную организацию, спросите вы?

 

Решение о реорганизации принимается государственными образовательными учреждениями по согласованию с окружными управлениями образования Департамента образования города Москвы.

 

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина

http://dogm.mos.ru/presscenter/mediagallery/80049/

 

Департаментом образования города Москвы вопросы об оформлении решений государственных образовательных учреждений по реорганизации (слияние, присоединение) рассматриваются, согласно соответствующему положению, только при условии одобрения данного решения родительской и педагогической общественностью и Управляющими советами данных учреждений, а также обсуждения данного вопроса на официальных сайтах образовательных учреждений.

 

К заявке на реорганизацию от образовательного учреждения  должно прилагаться письменное согласие педагогических коллективов и родительской общественности с предполагаемой реорганизацией (например, выписка из Протокола общего собрания реорганизуемых учреждений).

 

В данной статье я рассмотрю эволюцию школы, которой руководит директор, проводящий реформы, направленные против детей и родителей. Постараюсь описать процесс возникновения школы, которой не нужны ученики, а нужны потребители платной образовательной услуги.

 

Возможны два пути развития событий при одинаковых вводных внешних условиях. Внешние условия «преломляют» на свое усмотрение руководители образовательных учреждений– директора школ и их заместители. Директор школы может в своей деятельности руководствоваться или интересами детей, или интересами реформаторов образования. В данном конкретном случае все реформы образования направлены против детей.

 

 

Сейчас, анализируя прошедший период, становится понятно, что возмущение родителей в таких случаях гасится по схожей схеме.

 

Самое главное – скрыть информацию от родителей

 

Все решения и обсуждения максимально скрыты от общественности. Сокрытие информации позволяет лишить родителей возможности реализовать свои  права на демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями (см. ст. 3, п. 10 Закона об образовании).

 

В случае реорганизации ГБОУ СОШ № 1062 информация о реорганизации была закрыта. Ведь до начала самого процесса реорганизации должна была быть получена экспертная оценка последствий реорганизации, в формировании которой обязательно должны были быть задействованы все участники образовательного процесса.

 

Мнение родителей (законных представителей), педагогов должно было быть представлено с помощью Управляющего совета школы.

 

Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой. В управляющий совет школы входят представители педагогов, профсоюза, родителей (от 1/3 до ½ состава), старшеклассники, директор.

 

Государственно-общественное управление образованием – это управление, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, два начала, два рода субъектов, а именно, субъекты государственной и общественной природы.

 

В школьном управляющем совете «государственное», властное, официальное, ведомственное начало представляют директор, другие члены администрации школы, представитель учредителя, в какой-то мере – сотрудники школы, а общественное начало – представители родителей, учащихся старших классов, местного сообщества и т.д.

 

Смотрите, вот хорошая идея – все, кто участвуют в процессе образования детей в данной школе, собрались, узнали, чего хотят дети, родители, учителя, государство. Обсудили, какие есть пути достижения поставленных целей, выработали стратегию, тактику решения поставленных задач, ресурсы, материальные и интеллектуальные, оценили, выслушали мнение специалистов (педагогов и финансистов, управленцев).

 

Все вместе, учитывая интересы всех детей, разработали программу развития образовательного учреждения, составили образовательную программу и постоянно все здесь взаимодействуют в интересах детей, корректируют развитие в соответствии с изменениями во внешнем мире. Но все изменения, прежде всего,  производятся в интересах детей. Там, где интересы детей могут пострадать, все, единым миром во главе с директором, собираются и защищают прежде всего детей, ведь дети – это будущее нашей страны, наше с вами будущее.

 

Да, так может и должно быть в той ситуации, когда директор помнит о детях. Заботится о детях. Знает, что он – главный педагог школы и в его руках будущее страны.

 

http://2.bp.blogspot.com/-MMgZuzZ_7P8/Ty4xGpQNeiI/AAAAAAAAA7s/VWl0QZwZ-o8/s1600/619.jpg

 

Рассмотрим же теперь развитие ситуации в московской школе, которую посещают мои дети, это ГБОУ школа № 1900.

 

Совсем не обязательно людей сразу обманывать, можно сначала просто не поставить в известность, не дать информацию, необходимый минимум подать в нужном ключе.

 

1.  Родители по закону должны участвовать в управлении, но это нововведение, поэтому если директор никому не расскажет об этой возможности, то никто и не узнает об этих своих правах.

 

2. Информация тем не менее стала просачиваться: где-то есть добросовестные директора, которые делают все как положено, где-то работают экспериментальные площадки по реализации программы общественного управления в школе, просто добросовестные родители накопали информацию с сайта Департамента образования.

 

3. Приказ сверху – срочно организовать всем Управляющие советы, внести изменения в Устав учреждения.

 

4. Директору не хочется допускать родителей к информации, Управляющий совет создается “на бумаге”, т.к. проверка по этому факту неминуема, раз был приказ создать Управляющие советы. Но! Фактически Управляющий совет не работает.

 

5. Родителям дается минимум информации под соусом: «так надо сделать, мы же все свои, войдите в Управляющий совет, там все равно не надо будет ничего делать, никуда ходить.  Мы же Вас не заставим сидеть на нудных собраниях, которые мы отсиживаем из-за дурных приказаний свыше, Вы только подпись поставите несколько раз в году». Еще удобнее в состав Управляющего совета включаются «свои, карманные» родителей или родители, которые являются еще и сотрудниками образовательного учреждения. Или – классику читали многие – хороши и «мертвые души».

 

6. Информацию помещают на стенд, а раздел на сайте насыщен только названием, никто не привлекает ничьего внимания, никто ничего не рассказывает.

 

Все, инструмент создан. Тихий, фиктивный по сути, Управляющий совет – серый кардинал учреждения – ведет свою работу от имени представляемой им общественности.

 

http://www.sunhome.ru/cards/115277

 

Продолжение следует...

 

Анна Кульчицкая, РВС.