«…Где дух Господень, там свобода»

В Липецке и Задонске 11-12 декабря прошёл ХI Международный форум «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». На этот раз девизом были избраны слова святого апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «…Где дух Господень, там свобода». Форум посвящён 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, 70-летию Великой Победы, Году литературы

А организованы и проведены Чтения Липецкой епархией и управлением внутренней политики Липецкой области при содействии Липецкого государственного педагогического университета, Липецкого государственного технического университета и Липецкого областного института развития образования.

Почётный председатель Свято-Тихоновских образовательных чтений — митрополит Липецкий и Задонский Никон.

 

«Не позволяй душе лениться!»

 

…И снова в стенах нашего педагогического университета собрались люди, чьи души воистину неленивы. Перед началом открытия Чтений тихо беседуют друг с другом, радуются встречам, покупают книги, смотрят православные фильмы.

Для меня словно моментальные снимки — красивые, скромные косынки, кружевные шарфы на головах женщин, молодых и старых.

В холле перед актовым залом — книги. Множество. Книжная миниатюра. Подарочные издания к Рождеству. Детские православные книги.

Женщина целует образок Тихона Задонского, выполненный в виде книжной закладки. Это чудесный традиционный подарок Чтений. Каждый участник получает специально изготовленный пакет солнечно-жёлтого цвета с символикой Свято-Тихоновских чтений, куда вложен большой том с напечатанными в нём прошлогодними докладами — воистину бесценное издание! — и программа Чтений нынешних. Ещё заботливо вложены блокнот, авторучка (тоже с символикой!) и та самая книжная закладка — всем этим так приятно пользоваться. В нынешнем году каждому положили ещё книги и диски с лекциями и беседами Алексея Ильича Осипова, известного богослова, педагога, публициста, профессора Московской духовной академии.

Студенты филологического факультета и секции теологии ЛГПУ исполнили для собравшихся литературно-музыкальную композицию «…И в сердце светит Русь», посвящённую Году литературы и 120-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина.

Два пленарных заседания с выступлениями и докладами. Доклад профессора Московского государственного института международных отношений (университета МГИМО) Владимира Юрьевича Катасонова о православном понимании экономики.

Появился на Чтениях и открытый микрофон, позволяющий задать вопрос и вступить в диалог с докладчиками.

А к вечеру всё общество разошлось по разным аудиториям, где состоялись секционные заседания. На этот раз работало 15 секций. Назову только некоторые: «Духовно-нравственное просвещение детей и молодёжи в воскресной школе», «Русская и болгарская культура, церковная живопись и дизайн: архивные исследования и современные проблемы», «Социальное служение Русской Православной Церкви», «Наследники Александра Невского», «Православное краеведение и паломнический туризм»…

 

«И из дыма вышла саранча на землю…»

 

 

Мы с вами пойдём в аудиторию № 207, где проходит секция «Семья как основа национальной безопасности».

Председатели секции — священник Алексий Шумаков, руководитель отдела по вопросам защиты семьи, материнства и детства Липецкой епархии, клирик Христо-Рождественского храма Липецка, и Юрий Николаевич Алексеев, председатель Липецкого отделения Общероссийской организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС).

Основными докладчиками секции стали члены липецких региональных отделений РВС и Общероссийской общественно-политической организации «Суть времени». Это они перед началом Чтений раздавали брошюру «Информационная безопасность детей», изданную РВС. По экземпляру брошюры приготовили и для каждого участника секции. Это одно из немногих изданий, где кратко, лаконично говорится о том, как уберечь детей от опасностей виртуального мира.

С докладом об информационной без­опасности в контексте духовно-нравственного воспитания молодёжи выступил профессор Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, председатель Липецкого отделения Объединения православных учёных Владимир Николаевич Малыш. А содокладчиками стали его студентки Яна Приладных и Нина Баженова.

Выступила член РВС Наталия Геннадь­евна Пыркина. Говоря о таких субкультурах, как готическая, анимэ и анимэшники, панки, неформалы, рэперы, эмо и других, она процитировала последнюю Книгу Священного Писания — Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис): «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр; Апок. 9:3—4). Вот в каких словах выразил апостол Иоанн Богослов то, что угрожает людям, человечеству: «престол сатаны», «глубины сатанинские», «сатанинское сборище». Воистину глубины сатанинские захватывают в полон наших детей.

От родителей же часто можно слышать: «Сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьёт, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром».

Но вот что говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Международном съезде православной молодёжи: «…можно назвать три проблемы: первая — это информация и её влияние, второе — это стремление к удовольствиям и третья — это стремление к комфорту. Это то, что характеризует так называемое потребительское общество». И здесь патриарх делает очень важное пояснение: «Речь идёт не о предметах, а о мировоззрении».

 

Такое духовное единение…

 

И тут в заседании секции наступил удивительный, трепетный момент, которого никто даже не ожидал. Наталия Геннадьевна так закончила своё выступление:

— Труд души — вот что изымается у человека, погружённого в виртуальный мир. Поэтому хотелось бы закончить своё выступление стихотворением Николая Заболоцкого, которое поэт написал в 1958 году:

Не позволяй душе лениться!

И аудитория вдруг подхватила:

— Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Как же радовались собравшиеся, что сумели вспомнить эти прекрасные строки и прочитали их вместе! Взрослые люди, они не забыли тех идеалов, которые усвоили ещё в своём детстве. Это был момент такого откровения, такого духовного единения!..

 

Святитель Тихон: «Козлищам злые люди уподобляются…»

 

Слово взял Юрий Николаевич Алексеев:

— Есть у нас такая поговорка: «Иваны, не помнящие родства». А что будет с теми, кто не только забыл, но и поверил, что у него другая история его рода-племени? Более мерзкая и отвратительная?

То, что он сказал дальше, просто удивительно:

— За примерами с новым взглядом на историю далеко ходить не надо. Вот что поведал на страницах журнала «Огонёк» кандидат технических наук Гелий Малькович Салахутдинов, как он сам отрекомендовывается иностранным учёным, «...я очень нехороший человек». Предваряя интервью, журналист Александр Никонов, кокетничая, пишет: «Боюсь, сегодняшняя наша статья также вызовет море злобных откликов. <…> Во всяком случае, очень на это рассчитываем… <…> Итак… <…> …впервые на нашей исторической сцене весь вечер поёт и пляшет человек трудной судьбы…». Далее его собеседник делится своими «научными» открытиями: «Циолковский — городской сумасшедший. <…> Точно, никаких открытий Ломоносов не делал!.. <…> Оказалось, действительно, не Попов радио изобрёл… <…> Русский учёный Петров никакой электрической дуги не открывал. <…> Все изобретения, вся наука при­шли к нам из-за границы». Заканчивает журналист интервью так: «Спасибо вам за вашу борьбу. За то, что помогаете нам по капле выдавливать из себя циолковских…»

— Знаете, у меня нет слов! — проговорил Юрий Николаевич. – Действительно, сплясал. Приходит на ум изречение святителя Тихона Задонского: «Козлищам злые люди уподобляются, так как немалое сходство между козлищами и злыми людьми. Козлища почти любой скот рогами своими бодают и обижают. Так и злые люди всякого человека, доброго и злого, или делом, или словом обижают. В козлищах примечается гордость, так как ходят всё больше по высоким и крутым местам, а часто и на здания восходят. Так и злые люди гордятся и высоко возносятся. Козлища всегда стараются в стаде быть впереди. Так и злые люди всегда хотят над другими начальствовать или быть на первом месте. Козлища, когда их влекут куда или бьют, не молчат, а кричат. Так и злые люди, когда их наказывают, не терпят, а ропщут, а часто и хулят: какая-де моя вина? чем я согрешил? и прочее».

– И вот, — рассуждает Юрий Николаевич Алексеев, — для того чтобы Майданом в России даже не пахло, движение «Суть времени» приступило к созданию «Комитета в защиту исторической правды». Мы обращаемся ко всем неравнодушным гражданам — необходима совместная работа в поисках истины, по освобождению истории от мифотворчества и пропаганды.

А потом аудитории была показана стенгазета «Шаги истории», которая выпускается РВС еженедельно, большим тиражом, и распространяется по всей стране. У нас, на историческом факультете ЛГПУ, в школах Липецка и области есть возможность читать её и узнавать свою историю. Настоящую историю. Которую должны знать дети и не забывать взрослые.

 

АКСИО: отношение к современному образованию

 

АКСИО — социологический центр, чьи опросы — самые представительные, чьи анкеты — самые серьёзные и нелукавые. Об этом рассказал гость Свято-Тихоновских чтений из Рязани Михаил Васильевич Дёмин. Он приехал, чтобы прочитать доклад «Отношение граждан России к состоянию современного образования» вместо заболевшего автора — своего товарища по РВС и «Сути времени» Павла Даниловича Мильхикера. В анкетировании, проведённом в России летом, участвовало более 24-х тысяч респондентов, в том числе и в Липецке.

Вот некоторые результаты:

– Граждане, получившие образование в годы реформ (14—35 лет), удовлетворены своим образованием почти в два раза меньше, чем люди, получившие образование ещё в СССР.

– Господин Фурсенко, будучи министром образования и науки, говорил, что главная цель — «взрастить квалифицированного потребителя», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца». По результатам анкетирования АКСИО, подавляющее большинство граждан России считает: главная цель образования — это как раз воспитание человека-творца!

– Что же делать с российским образованием? Сводный рецепт граждан России восходит, что неудивительно, к традициям советского образования: хорошее образование — это хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся.

И о реформах образования в целом:

— Это навязчивое реформаторство является антинародным в буквальном смысле слова.

 

Война против семьи

 

С докладом «Бэби-боксы — один из элементов войны против семьи» выступил активист РВС Антон Витальевич Дорошенко.

В Липецкой области и представить невозможно такое, чтобы мать вкладывала своего новорождённого ребёнка в специальный ящик, который втягивается внутрь, дверца захлопывается, и всё…

— Те, кто продвигает бэби-боксы в нашей стране, — рассказывает Антон Витальевич, — уверяют, что это спасает от инфантицида — убийства матерями нежеланных новорождённых детей. Однако в двенадцати регионах России, где по инициативе общественных организаций такие ящики всё-таки установили, детей туда никто не приносит. В правовом аспекте эти ящики нарушают Семейный кодекс РФ по девяти статьям. В морально-смысловом аспекте анонимная ниша под названием «бэби-бокс» позволяет подбросить внутрь всё, что угодно, включая взрывное устройство.

— Из анализа большинства приговоров, — сообщил Антон Дорошенко, — вынесенных по статье 106 УК РФ (убийство матерью новорождённого ребёнка), явствует, что умысел на убийство возник у женщин задолго до родов. В связи с чем они не становились на учёт в женских консультациях, скрывали беременность от родных и знакомых, не обращались за медицинской помощью во время родов. Убийства совершали в первые сутки, в основном сразу после рождения ребёнка. И бэби-бокс не помог спасти ни одну загубленную младенческую жизнь.

И ещё:

— Институт немецкой молодёжи обнаружил, что службы анонимного отказа от детей, использовавшие бэби-боксы, не смогли предоставить информацию о судьбе каждого пятого из оставленных детей. Следы оказались утерянными. Возможно, использовались органы младенцев, и для таких дельцов никакой учёт нежелателен. Есть о чём подумать, ведь Совет Федерации недавно внёс на рассмотрение Госдумы законопроект об установлении в России бэби-боксов.

 

«Дети России — детям Донбасса»

 

Доклад этот был одним из последних на секции, а добрый лозунг — гуманитарная акция «Родительского Всероссийского Сопротивления», которая ведётся с началом боевых действий в Донбассе.

— Мне, как человеку светскому, невоцерковленному, — признался координатор липецкого отделения «Суть времени» Иван Иванович Заболотный, — трудно подобрать соответствующие слова, но думаю, что слово «благодать» подходит очень точно. Помогая, в том числе материально, другим, мы получаем духовное благо, которое невозможно перевести в область материального.

В полуразрушенных войной городах и сёлах Донбасса детские сады или школы становятся чем-то вроде очагов жизни.

РВС в рамках акции адресно доставляет то, что требуется конкретной школе или детскому саду. Собирается всё это силами детей российских школ, согласно заявкам, поданным нуждающимися. Таким образом, в школы Донбасса отправляются учебные принадлежности, канцтовары, учебники, книги, развивающие игрушки, спортинвентарь, вещи первой необходимости, продукты питания, одежда и многое другое.

Вместе с гуманитарной помощью российские дети передают подарки и сделанные своими руками рисунки и письма. Получают ответы из Донбасса. Завязывается переписка. Это для сверстников российских детей в Донбассе — бесценная поддержка. Наша общая помощь важна именно сейчас, дети Донбасса не должны терять драгоценные месяцы и годы учёбы, как бы ни складывалась политическая и военная ситуация.

Мы очень дорожим заработанным доверием людей на поприще гуманитарной помощи, и не только в рамках проекта «Дети России — детям Донбасса». Ведь мы несём ответственность за доверенную нам возможность помогать людям, а также содействовать помощи одних детей — другим. Именно в этом и состоит одна из главных добродетелей христиан.

Вот как завершил своё выступление докладчик:

— Был в эпоху Просвещения в Ирландии такой политический деятель и пуб­лицист Эдмунд Бёрк. Сохранилось его изречение: «Для торжества зла достаточно, чтобы достойные люди бездействовали». Но ещё раньше, в Псалтири, появилась такая мудрость: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися». Те, кто делает необходимое, нужное, доброе дело, должны быть вместе. Так собирают людей «Суть времени» и «Родительское Всероссийское Сопротивление». Тем самым я призываю всех нас на бой со злом, и именно силой добра, взаимовыручки и сострадания.

Таким светлым призывом завершился для нас первый день Свято-Тихоновских чтений.

 

Фото Юрия АЛЕКСЕЕВА и Антона ДОРОШЕНКО

 

Война против истории

Юрий Николаевич Алексеев, председатель Липецкого регионального совета «Родительского Всероссийского Сопротивления»:

- Сегодня мало найдётся людей, которые под напором буквально лавины фактов станут отрицать наличие войны с историей. Например: «22 августа 2015 года министр юстиции Эстонии Урмас Рейсланд выступил с предложением учредить суд, который имел бы статус межгосударственного органа, для расследования преступлений коммунистического режима, отметив, что их следует расследовать так же, как расследуются преступления нацизма».

Это один из свежих примеров. Начиналось всё с обвинений в пособничестве СССР Гитлеру, в развязывании Второй мировой войны путём участия в разделе Польши — знаменитый пакт Молотова-Риббентропа (и, о ужас! — секретные протоколы к нему, хотя мы знаем, что секретные протоколы к договорам — обычная практика того времени). И полное отрицание или замалчивание Мюнхенского сговора и участия Польши в хищническом разделе Чехословакии.

Мы, считая историю наукой, полагали, что это дело учёных — выяснять истину. Пускай они там пороются в архивах, изучат документы, запишут на «скрижалях» воспоминания очевидцев, обобщат всё и систематизируют, а нам выдадут результат. Так, наверное, и происходит в какой-нибудь точной науке. Например, в геологии нужно найти руду. А найти её можно только там, где она залегает. Поэтому геологам не указывают, где бурить. Другое дело — история. Есть нужный результат, вот вы под него и подводите свою науку. И выросла «плеяда» псевдоучёных, сделавших историю служанкой грязных политиков. У них, обезумевших, стали прямо на глазах разрастаться аппетиты. Сначала: «Ну, вы признайте!..», потом: «Ну, покайтесь!..», далее — «А давайте приравняем фашизм и коммунизм!» А теперь: «Вот заплатите нам много-много миллиардов за оккупацию!» И, уверяю вас, это ещё не финиш. Дальнейшая их цель — полное уничтожение России. И угроза эта вполне реальна.

Давайте посмотрим, что произошло на Украине. «Свидомые» псевдоучёные, разработав учение о древних украх, договорились до того, что Украина — центр европейской цивилизации. От голосов настоящих учёных отмахнулись, силой навязали учебные программы в школе. И вот результат: «зигующие» украинские школьники, Майдан и разрушение Украины.

Итак, что же такое война с историей? Это всего лишь одно из слагаемых войны с врагом? Ведь воюют не только при помощи армий. Известно много примеров экономических войн, когда при помощи фальшивых ассигнаций расстраивали финансы врага.

Мне представляется, что целью наших врагов является не просто победа, а полное разрушение нашего общества путём потери идентичности, ведь представление народа о себе тесно связано с представлением народа о своей истории. Вот как это ёмко изложено у нашего великого историка Василия Осиповича Ключевского: «Ведь только во сне твоё сознание становится вне истории, и то лишь одно сознание, а твой грезящий аппарат остаётся в её сфере, в области культуры; твоё одеяло, которое даёт тебе возможность грезить, не стуча зуб об зуб, и твоя добросовестная хозяйка, накормившая тебя безопасным обедом, — ведь это продукты культуры, плоды просвещения, истории. <…> Идя по тротуару, ты видишь, что встречный обходит тебя слева, и ты норовишь посторониться вправо… <…> Ты думаешь, что всё это так просто и естественно… <…> …что мир создался с правилом держаться правой стороны… <…> Нет, это не природа, а история. Это не сотворилось, а выработалось, стоило много трудов, ошибок, вдохновенных замыслов…»

Источник: http://itogi.lpgzt.ru/aticle/51653.htm