Халтура в современном «искусстве» как способ уничтожения эстетики у зрителя

Мотивом к написанию этой статьи стало главным образом накопившееся раздражение и отвращение к общим, пугающе массовым тенденциям современного мира «искусства».

Тема настолько назрела и обросла вопиющими фактами в общем «культурном пространстве», что есть опасность утонуть в этих фактах и упустить главное. Поэтому давайте постараемся разобраться и выявить суть этих антикультурных (да, именно антикультурных) тенденций.

«Всё имеет право на существование» — этот чудовищный и очень живучий фразеологизм-паразит можно увидеть и услышать повсеместно в современном искусстве. Он медленно, но верно размывает все исторически сложившиеся постулаты и понятия истинной красоты и совершенства, разъедает саму суть и назначение искусства, постепенно становится неоспоримым клише. Но клише неверным и опасным!

Что такое произведение искусства? Это может быть театральная постановка, выступление музыкального коллектива, выставка, проект архитектурного сооружения, памятник… Еще несколько десятилетий назад всё это было весомо, так как событие готовилось заранее и, как правило, являлось результатом напряженного труда, поисков, творческим отчетом коллектива или одного мастера.

Как-то должно было всё совпасть в пространстве, времени, собраться неким пазлом воедино, сконцентрироваться в одном месте и… прозвучать! Оставив послевкусие и желание поразмышлять в уединении, стремление продлить это самое послевкусие.

Создание произведения искусства подчас подразумевало долгий период подготовки, желание размаха, некие выстраданность и продуманность, опирающиеся на многие годы учения, практики, «насмотренности», а также на оттачивание стиля, совершенствование гармонии… Без всего перечисленного искусство не может воздействовать на тонкие струны души, очищать и воспитывать, наполнять и созидать.

Но сейчас всё это забыто, стало слишком сложно! Сегодня картина противоположная — наблюдается тенденция к тотальному упрощению. А чтобы эта простота могла произвести впечатление, ей придают форму антикультурного шока. Идет повсеместное мелькание «пикселей», не нагруженных смысловым содержанием, но так эффективно убивающих настоящее эстетическое чувство.

Умение испортить вкус и восприятие зрителя отрабатывалось годами. Продвижение современного искусства через СМИ вкупе с потребительским обществом сделало свое дело. У масс-потребителей «вырастили» невзыскательность и всеядность. У так называемых «творцов» — безыдейность и самолюбование. Зачем глубина и раздумья? Это так старо! Думать стало не модно. Прилагать усилия — не модно. Нужны только комфорт, «расслабуха», упрощения и штампы: «Пипл схавает».

Что же стало последней соломинкой, сломавшей спину верблюда? (Это я о себе и рождении статьи). Ею стало то, что я увидела возле Манежа, отправившись на выставку Александра Дейнеки и Александра Самохвалова.

Правда, речь не о верблюдах, а о незамысловатых «конях-лошадях», кучками разноцветного мусора базирующихся у второго входа в Манеж (даты размещения инсталляции с 1 декабря 2019 года по 31 марта 2020 — прим. ИА Красная Весна).


Лошадь, manege.spb.ru
Тут, что называется, приплыли. Так называемый арт-объект призван украсить городское пространство. Но и сам материал (железные трубы), и цветовое решение, и несоразмерность с архитектурной средой, не говоря уже о литературной составляющей — всё это вызывает ступор и ужасает своей никчемностью и пустотой.

Воистину, памятник массовому отупению. А ведь сие «произведение» запланировано, согласовано и утверждено (!). Не говоря о том, что весьма неплохо оплачено.

Опубликованная концепция арт-объекта выражена настолько пространным текстом, что возникает вопрос о вменяемости автора-искусствоведа. Особенно поражает самонадеянный заголовок: «Самые красивые лошади в мире». И утверждение, что эти вот лошади из фановых труб эстетизируют городскую среду!

Можно согласиться, пожалуй, лишь с одной фразой, что «проект вторгается в пространство города». Но при этом ни в какой диалог он не вступает, а наоборот, диссонирует, не принимается, отторгается, раздражая своей назойливой безвкусной раскраской и внутренней бессодержательностью и пустотой.

Вторым плевком в чувство прекрасного стала странная глазастая елочка (даты размещения инсталляции с 21 декабря 2019 года по 20 января 2020 — прим. ИА Красная Весна).


Елочка, gov.spb.ru
Психоделическое всевидящее око следит за тобой и все про тебя знает. Невеселая концепция и дешевое исполнение. Вопрос о вменяемости автора не снят.

В самом Манеже меня встретила удивительная по своей актуальности выставка Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, содержательная и многоплановая. Московская и ленинградская школы соцреализма как образец великолепного овладения техникой живописных и графических материалов. Вся экспозиция наполнена светом и радостью, возвышенным патриотизмом и наслаждением трудом. И в то же время подчеркнуто сдержанной эротикой полнокровных молодых тел, излучающих уверенность, здоровье и силу, воспевающих идеи светлого будущего.

Но и тут постарались наши современные креативные чудо-дизайнеры-многостаночники. Зачем-то разделили на зоны всё данное творческое наследие, определили место и цвет каждого периода написания, не хватало, пожалуй, только указателей-стрелочек на полу (как в магазине «Икея»).

Но «главное», чем удалось испортить выставку — это весьма умело создать все составляющие, необходимые для навязывания мысли о том, что возвышенный идейный порыв советского человека к созиданию, строительству будущего своими руками — был некой глобальной ошибкой! Экспонаты и представлены в соответствующем контексте: почти в полной темноте, без отхода, да еще под монотонный унылый звукоряд похоронного чиллаута.

После этого был поход в Русский музей. На пестром и несуразном фоне многочисленных и многозначительных кичливых фуршетно-салонных вернисажей, спасительным огоньком высветилась выставка к 175-летию Ильи Ефимовича Репина. Было отчего радоваться, ликовать и наслаждаться. Объем и форма подачи экспозиции безукоризненна, убедительна и продумана. За это устроителям выставки спасибо.

Омрачало лишь то обстоятельство, что входная плата составила 500 рублей, а если захочется пройтись по музею и дальше, то 700. Автор текста застала времена, когда в музей можно было просто зайти, если возникала потребность. А она возникала. Как способ сконцентрироваться, что-то обдумать, понять и решить в окружении произведений искусства. Или просто побыть рядом с вечным.

Ныне свои порывы и желания прикоснуться к прекрасному и вечному часто приходится сдерживать. Вопрос и в деньгах, и во времени, которое всё в большем количестве требуется для добычи этих самых денег.

Сейчас как альтернатива предлагается интернет. Да, конечно, можно просто скачать, открыть, посмотреть, провести виртуальную экскурсию. Но разве монитор может передать тот особый запах старинных залов, мягкость паркета, гладкость мраморных ступеней?.. А вид из окна, когда нужно успокоить глаза?..

Рафинированное, дозированное, выверенное и подогнанное под некий средний уровень искусственное клише — вот чем питаемы души населения. Да еще и не выходя из дома. Как у человека при всем этом должно развиваться чувство прекрасного?

В заключение хотелось бы упомянуть про еще один способ своеобразного раскультуривания людей. Я про одинаково тошнотворные по схемам проведения и абсолютно бессодержательные так называемые «народные» гуляния.

Они приуроченны к многочисленным «праздникам», не имеющим ни идеи, ни смысла, ни внятной исторической обоснованности. Но насаждаемые в массовое сознание с одной лишь целью — заместить и предать забвению истинно исторические события: 1 мая, 7 ноября, 22 апреля и т. д. Главное же содержание этих «новых народных гуляний» — праздность и ничего более.

Подытожив, смею утверждать: планомерное раскультуривание, превращение чувствующих и думающих людей в массу, озадаченную лишь заботами о сне и еде, взращивание инфантилизма, то есть создание общества, легко контролируемого и управляемого — вот та задача, которую выполняет современное «искусство».

И пока мы терпеливо ждем перемен, считая что кто-то всё изменит… Пока терпим пошлость и растление… Пока употребляем суррогаты как в материальном, так и в духовном смысле… Вся окружающая нас реальность остается данностью. И это страшно.

Источник