Хотели как хуже, а получилось хорошо

Кадр из сериала: полковник договаривается с мэром о ребёнке «по блату»На фоне идущих в политическом пространстве баталий вокруг темы «бэби-боксов» была задействована тяжёлая артиллерия: на телеканале Домашний начали показ сериала «Подкидыши». Разумеется, мне захотелось посмотреть, что же такое там напридумывали.

Всё – реклама, анонсы, даже рекламный лозунг – «Родить, чтобы бросить» – заставил меня предположить, что в сериале будет вестись пропаганда ящиков для младенцев. Однако после просмотра одной серии я нахожусь в некотором недоумении относительно целей авторов сериала.

Признаюсь сразу, всю серию я не осилил. Этот сериал оказался настолько ниже уровнем даже обыкновенных современных сериалов, что смотреть было крайне тяжело. Актёры не могли убедительно сыграть даже себя; диалоги писались, видимо, даже не студентами-первокурсниками, а... я просто не знаю, кого тут назвать, так как обижу этим сравнением представителя любой социальной группы. Периодически приходилось прерывать просмотр, чтобы  «спустить пар». Но главные моменты, как мне кажется, я ухватил.

Сюжет, честно скажу, впечатлил.

Вернувшаяся из горячей точки девушка (старшина медицинской службы, копирующая стиль поведения с фильмов про Рембо) обнаруживает свою 17-летнюю сестру беременной. Рембо в юбке попадает в полицию (почему – я пропустил), а беременная сестра убегает из дома, попадает в дачный посёлок и там рожает на крыльце первой попавшейся дачи. Хозяин дачи заворачивает новорожденного в материнскую куртку и убегает «за помощью», а когда возвращается в компании со своим соседом, обнаруживает на крыльце только младенца без матери. Мужчины вдвоём везут ребёнка в город.

По дороге приятели беспокоятся «как бы чего не вышло» (вдруг подумают, что они где-то украли младенца или что-то сделали с матерью) и в этот момент видят красочную рекламу бэби-бокса. Решение найдено: ребёнка подкидывают в ящик.

Тем временем Рембо в юбке выбирается из кутузки и начинает искать сестру. Обнаруживается, что сестра исчезла, а в роддом подкинули младенца. Она узнаёт это от персонала больницы, который готов делиться данной новостью с любым встречным. Старшина идёт к врачам, которые немедленно верят её рассказу о пропавшей сестре и показывают ей младенца. После этого Рембо в юбке решает поиграть в детектива и едет разыскивать сестру. Больше никому до исчезнувшей роженицы дела нет.

Тем временем мужик, подбросивший ребёнка, возвращается в роддом, так как сильно беспокоится за подкидыша. И даже немедленно устраивается работать в больнице, чтобы быть поближе к ребёнку. Как это соотносится с предыдущими его телодвижениями – лучше не задумываться. Мужик даже признаётся, что сам подбросил ребёнка. Реакция персонала почти равнодушная: его рассказу про убежавшую роженицу верят без тени сомнений.

Рембо в юбке, наигравшись в детектива, возвращается и решает «усыновить девочку» (так и сказала: «усыновить»!). Врачи умиляются и сочувствуют, обещают похлопотать. Хлопоты, однако, ничего не дают: опека проверяет условия проживания старшины и готова отказать ей. Специалисты службы опеки, кстати, изображены в этой серии (не знаю, как в других) с редкой неприязнью: сплошь крокодилы в юбках. Но это так, к слову. Поняв, что ребёнка ей не отдадут, старшина идёт к своему начальству: добрый-добрый дядя полковник звонит своему приятелю мэру и дело улаживается. Чиновница от опеки скрежещет зубами, но супротив мэра пойти не может и отдаёт ребёнка Рэмбо.

Тем временем находят роженицу: девушка получила травму головы и находится в коме.

В финале объединившиеся на почве любви к подкидышу хозяин роддома дачного типа и ушибленная на голову военная везут вдвоём коляску, радуясь жизни.

Я не знаю даже, нужны ли тут комментарии? В одной серии показаны почти все опасности внедрения бэби-боксов:

1. Младенца может подкинуть кто угодно. Например мужчина, который этого ребёнка непонятно где взял. Если бы он его сдавал с рук на руки, возникли бы вопросы, и маму сразу стали бы искать, а так – нет человека – нет проблемы.

2. Судьба женщины, родившей ребёнка, никого не интересует.

3. Ребёнком, на самом деле, тоже если кто и интересуется, то только как кандидатом на усыновление. Его страдания от потери матери во внимание никем не принимаются.

4. До родственников тоже никому нет дела. Если бы не рояли за каждым кустом, Рембо в юбке никогда бы не нашла племянницу.

5. Усыновление осуществляется по полукриминальным схемам в кратчайшие сроки.

Эту серию можно показывать как учебное пособие на тему «чем опасны бэби-боксы». Ведь трагедии можно было бы избежать, если бы молодую маму вовремя поддержали, если бы с ней поработал психолог, если бы она была уверена в завтрашнем дне, если бы... Вместо решения всех этих вопросов устанавливается ящик. То есть в данной конкретной серии показано почти всё то, о чём противники бэби-боксов говорят уже не первый год!

Похоже, это тот случай, когда «минус на минус даёт плюс»: творческое бессилие авторов неожиданно позволило обнажить все ужасы введения ящиков для младенцев.

P.S. Не могу отделаться от ощущения, что сценарий писала лично Оксана Пушкина. Уж больно ярко изображён сюжет про «ребёнка по блату», о котором уполномоченная по правам ребёнка разоткровенничалась в одном из интервью (слушайте аудиозапись).