И вновь продолжается бой…

 

Поселок Урдома, Архангельская область

На расстоянии более 1000 км от Москвы в 700 км от областного центра г. Архангельска расположился небольшой поселок Урдома. Его населяют более 5000 жителей, из которых 640 учащихся. 01.09.2016 года для детей поселка распахнула свои двери новая современная школа на 860 мест. Строительства новой школы жители и родители добивались с 2012 года.

В этой истории все было бы замечательно, если бы не одно «но». Ученики Урдомской средней школы со 2 по 10 класс не имеют представления о государственной системе оценивания знаний, применяемой в Российской Федерации. Система оценивания у них иноземная – АВСDF. Кроме того, они получают достоверную информацию о ранних половых отношениях, наркотиках, ПАВ, табакокурении из уст своих педагогов, которые прошли курсы по превентивному обучению в Архангельском областном институте переподготовки педагогов. Но все по порядку.

Наше Министерство образования настолько озабочено реформами в школьном образовании, что на протяжении 25 лет никак не может остановиться и в 2011/12 учебном году в пилотном режиме для начальной школы вводит новые федеральные стандарты (ФГОС).

Руководство Урдомской средней школы (директор В. А. Додонов), шагая в ногу со временем и с Минобром РФ, внедряет новые ФГОС, и, тем самым, школа становится единственной экспериментальной инновационной площадкой в районе. Но директор-новатор на этом не останавливается и в своей инновационной деятельности идет дальше. Он считает, что для современного информационного общества (общества потребителей) знания не важны, 5-ти балльная система оценивания себя изжила, а новые веяния требуют нового критериального оценивания.

В чем же заключаются эти новые критериальные веяния?

Во-первых: это оценочный лист. По мнению директора–новатора, критериальное оценивание может стать тем звеном цепи, потянув за которое мы сможем вытащить всю нелгкую цепь нового стандарта. То есть, стандарты новые введены, а оценивают по старому – советской «пятибаллкой», которая к требованиям стандарта абсолютно не приспособлена. А мы просто чтобы порвать с традицией и в сознании учителей, и в сознании родителей, и в сознании учащихся стали обозначать эти уровни не арабскими цифрами, а буквами латинского алфавита.

«Такая система убивает школьное образование», – уверен профессор заведующий кафедрой геометрии и топологии матфака Петрозаводского государственного университета Александр Иванов.

«Сам по себе такой подход – расчленение учебного процесса на пошаговые составляющие – это непросто идиотизм, это запредельно. Процесс обучения - он целостный, творческий, в него нужно погружение. Ребенка погружают в обучение, и он забывает обо всем – ему интересно, он увлечен. Так и происходит настоящее познание. А когда его начинают дергать, убивается вся суть учебного процесса. Все эти оценочные листы, методика, которая там продемонстрирована – это яркий образец подхода, который убивает учебный процесс. В погоне за «объективностью» учебный процесс превращается в собирание баллов», - поделился своим мнением с Накануне.RU Александр Иванов.

Во-вторых: начиная с 2011/2012 учебного года, перевод учащихся из класса в класс осуществляется не на основе государственной оценки, а на основе критериальной уровневой АВСDF и она выставляется в дневниках учащихся по итогам успеваемости за четверть и год. Никаких пятерок и четверок, троек, только иноземная АВСDF (АВСДГ).

Директор школы утверждает: «Надо отметить, что на федеральном уровне не установлена единая система оценки (кроме ЕГЭ). Каждая школа вправе сама устанавливать свою внутреннюю систему оценивания, не нарушая требования законодательства, естественно», но по окончанию основной общеобразовательной школы учащимся в аттестатах выставляется государственная оценка по 5-ти балльной шкале оценивания.

Парадокс заключается в том, что имея накопительную составляющую, годовая оценка учащегося может быть на балл ниже.

Пример: имея в трех четвертях «А», а в последней «В», итоговая оценка может быть «В», так как ученик не набрал достаточное количество баллов на результат «А». При этой системе оценивания результат по итогам года зависит не от учителя, а от того какие результаты выдаст программа.

По данной системе оценивания ABCDF (АВСДГ), внедренной в учебный процесс Урдомской средней школы, директором – новатором В. А. Додоновым, Минобром Архангельской области не проведена апробация, психолого-педагогическая экспертиза о воздействии экспериментальной системы оценивания ABCDF (АВСДГ) на психику ребенка. Неокрепшая психика ребенка находится в состоянии постоянного стресса, потому что приходится думать об итоговых результатах; о совпадении самоконтроля оценивания знаний ученика с оценкой самоконтроля учителя и т. д.

Результатом такого инновационного эксперимента является то, что у ребенка пропадает всякий интерес к получению знаний.

Если основной задачей Минобра РФ по внедрению новых федеральных стандартов, является уничтожение знаний в российских школах, то руководство Урдомской средней школы, в лице директора В. А. Додонова, в этом преуспело.

В–третьих: своими новаторскими деяниями по изменению системы оценивания, руководство школы не ограничилось.

С 2007 года в школе введены уроки «Полезные навыки», которые знакомят учащихся 11-13 лет (5-7 класс) с понятием психоактивных веществ, уделяют особое внимание ингалянтам и марихуане.

В образовательном процессе используются учебное пособие по превентивному обучению курс «Полезные навыки» под редакцией Романовой О.Л., Колесовой Л.С., Гречаной Т.Б., разработанное Международной некоммерческой организацией Project НОРЕ. Финансовую поддержку осуществляет SAMHSA (Substance Abuse & Mental Health Services Administration, USA). Партнерами данной организации являются USAID (запрещена в России с октября 2012 года), UNICEF (запрещена в России с декабря 2012 года). Учебное пособие по превентивному обучению курс «Полезные навыки» под редакцией Романовой О.Л., Колесовой Л.С., Гречаной Т.Б. не входит в Федеральный перечень учебников, что является нарушением ст. 8 п. 10 Закона 273-ФЗ. Данное пособие имеет отрицательный отзыв д. ю. н. И. В. Понкина.

Уроки «Полезные навыки» являются дополнением к учебникам по ОБЖ и позволяют начать разговор о наркотиках с подростками.

Расширенная подробная информация о наркотиках, ингалянтах и ранних половых связях лишь разогреет интерес школьников, выглядит пропагандой и подразумевает, что это хоть и вредно, но с 18 лет можно все!!! Знакомство детей, подростков в школе с наркотиками, алкоголем, табакокурением из узкой сферы профилактических программ в дальнейшем легко может привести к их употреблению.

В–четвертых: на основной локальный акт школы «Устав», Прокуратурой Ленского района вынесен протест, а именно:

·        включены виды деятельности, не относящиеся к полномочиям образовательной организации, и имеют коммерческую составляющую;

·     не предусмотрен перечень вопросов, относящихся к компетенции образовательной организации, что является нарушением ст. 28 Закона № 273-ФЗ пункты: 2; 3; 7; 8; 9; 10.1; 13; 15; 15.1; 16; 19; 21;

·   не предусмотрены обязанности образовательной организации, в части обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ, соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, соблюдения прав и свободы учащихся и их родителей, что является нарушением п. 2 пп. 3 ст. 25; ч. 6 ст. 28, Закона № 273 – ФЗ.

В–пятых: переоформление учредительных документов, а именно - свидетельства о государственной аккредитации, лицензии на осуществление образовательной деятельности – были произведены с нарушением сроков ч. 9 ст. 108 закона № 273 – ФЗ.

С 02.02.2016 года по 27.04.2017 года имелось несоответствие видов лицензируемой деятельности, указанных в лицензии, с видом деятельности указанной в ЕГРЮЛ. Основным видом деятельности являлась «Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки».

В-шестых: по результатам контрольного мероприятия, проведенного в 2015 году контрольно-счетной палатой Архангельской области, при строительстве средней общеобразовательной школы на 860 учащихся в п. Урдома и детского сада на 220 мест в с. Яренск выявлен ряд нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов. Общий объем выявленных нарушений с учетом принятых разногласий составил 68,7 млн. руб., в том числе средств областного бюджета – 28,8 млн. руб.

По поводу всех вышеперечисленных нарушений в Урдомской средней школе выступила одна из родительниц мать двоих учащихся В. Т. Кушмылева.

Начиная с 2013 года, когда дети были переведены в эту школу, она неоднократно беседовала с директором школы В. А. Додоновым. Высказывала свое мнение по системе оценивания и о нарушениях в школе, но директором школы не была услышана.

С октября 2015 года она начала обращаться во все вышестоящие органы Российской Федерации: Минобр РФ, Правительство РФ, Совет Федерации РФ, Следственный комитет РФ, Генпрокуратуру РФ, Депутату ГД от Архангельской области Е. Вторыгиной, Президенту РФ, Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ.

В органы региональной власти: Губернатору АО, Прокуратуру АО, Прокуратуру Ленского района, Минобр АО, Рособрнадзор АО, Администрацию МО «Ленский муниципальный район», Уполномоченному по правам ребенка при Губернаторе АО. Была на личном приеме у министра образования АО И. В. Скубенко, у зампрокурора АО.

Родительница просила провести проверку качества образования в учебном заведении, отменить систему оценивания АВСDF, отменить уроки «Полезные навыки», поднимала вопрос доставки детей школьным автобусом, вопросы о незаконном приобретении учебных пособий за счет родителей, обращалась с просьбой предоставить ей акты проверок по ее заявлениям.

В августе 2017 года Валентина Кушмылева обратилась к директору МБОУ «УСШ» о переводе ее детей, ученицы 6 класса и ученика 10 класса, на 5-ти балльную систему оценивания, но ей было отказано.

Чиновники всех уровней отнеслись к ее обращениям с долей недоверия и презрения, посчитали ее кляузницей. Все документы по ее обращениям были перенаправлены в Министерство образования и науки Архангельской области. Минобр АО провел поверхностные проверки, как всегда ничего не обнаружив. Так как директор-новатор является «одним из лучших передовиков образования», то ответы были следующие характера:

Ответ Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе АО: «Законодательство РФ не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающихся. В школе внедряется нетрадиционная система оценивания образовательных результатов обучающихся».

Администрация МО «Ленский муниципальный район»: «…Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по осуществлению контроля в области образования. …. Поэтому, при подготовке ответов письмами от 14.06.2017 №3312 и от 17.05.2017 № 2803 распорядительные акты о проведении проверок не издавались, проверки не проводились, акты по результатам проверок не составлялись…»

Прокуратура АО: «… Если материалы проверки, проведенные непосредственно прокуратурой области, требуются Вам для предъявления в суд, Вы можете заявить соответствующее ходатайство об истребовании указанных документов, которые будут представлены прокуратурой области непосредственно в суд…»

Министерства образования и науки Архангельской области: «Законодательство Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающихся, поэтому Минобр науки АО не вправе отменить установленную буквенную систему отметок. В дальнейшем, будет принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки с Вами по данному вопросу»;

«…В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» Минобрнауки АО не может предоставить Вам копии вышеуказанных акта проверки и предписания об устранении нарушений, так как это затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц…»

Пообщавшись с чиновниками региональных и федеральных ведомств и получив от них соответствующие ответы, В.Т.Кушмылева вынуждена была обратиться в общественные организации и СМИ.

Материалы о ситуации в Урдомской средней школе разместили на своих страницах в сети ИНТЕРНЕТ – АРКС, РВС, РИА-Катюша, Накануне.RU, «За возрождение образования», уполномоченный по правам семьи Ленинградской области.

Вышли телесюжеты на каналах МИР 24, РЕН ТВ, АО «КРТК», 1 серия документального фильма «Последний звонок» К.Семина, Е.Спицына.

Реакция чиновников была незамедлительной и направлена она была против родительницы В.Т.Кушмылевой. Началась «публичная порка» и «охота на ведьм».

После показа сюжета на телеканале Мир 24 о ситуации в Урдомской средней школе руководство школы экстренно проводит классные собрания, где директор школы слезно просит родителей подписать обращение в свою защиту, при этом неоднократно в нелестной форме отзывается о Валентине Кушмылевой, обвиняя ее в подлоге и клевете. Руководством школы проводится целенаправленная обработка родителей и давление на них.

В Минобр АО направляется письмо за подписью 35 родителей, где сказано: «Валентина Кушмылева публично заявляет о том, что её цель – закрытие школы. Используя право на свободу слова, прикрываясь им, она потеряла границы дозволенного. Письмо будет передано в надзорные органы для рассмотрения по существу». Со своей стороны министерство образования и науки Архангельской области готово реагировать на любые обращения.

В органы опеки и попечительства поступают заявления анонимного характера о том, что Валентина Кушмылева не исполняет своих обязанностей как родитель. В Администрацию МО «Ленский муниципальный район» поступило заявление от трех человек, что она не исполняет свои обязанности как родитель.

Уполномоченному по правам ребенка при губернаторе Архангельской области было направлено заявление такого же содержания.

В сети интернет в группе «Урдома – online» фактически началась травля Валентины Кушмылевой, вплоть до предложений о выезде из поселка и изъятии у нее детей.

29.03.2017 года выходит сюжет Котлаского ТВ об Урдомской средней школе по заказу Минобра АО и руководства школы, где звучат хвалебные речи о директоре-новаторе, экс-министре образования АО, демонстрируется рабочая тетрадь по уроку «Полезные навыки» под редакцией Романовой О.Л., Колесовой Л.С., Гречаной Т.Б., разработанное Международной некоммерческой организацией Project НОРЕ.

07.04.2017 в школе состоялось общешкольное родительское собрание, где присутствовали жители поселка, Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе АО, не имеющие отношения к образовательному процессу, родители. Жителем поселка Александром Кравцом и родителем ученика 11 класса Сергеем Литвиновым задавались провокационные вопросы Уполномоченному по правам ребенка О.Л.Смирновой о мерах воздействия на Валентину Кушмылеву и ее детей. Отвечая на эти вопросы, О.Л.Смирнова пояснила, что в отношении В.Т.Кушмылевой отправлены документы в Ленский муниципальный район для рассмотрения и опасений нет. Провокационные вопросы граждан А.Кравца, С.Литвинова, ответы О.Л.Смирновой являются нарушением прав Валентины Кушмылевой и ее детей, а также это можно рассматривать как давление и запугивание родителей, которые ранее поддерживали ее.

17.05.2017 года на общешкольном родительском собрании родителям и несовершеннолетним учащимся МБОУ «УСШ» было предложено заполнить анонимный «Перечень вопросов для опроса родителей» из 20 пунктов. «Перечень…» состоял из вопросов, поднимаемых В. Т. Кушмылевой в личных заявлениях к вышестоящим и общественным организациям, а также пп. 15,16,17,18, которые касались членов ее семьи.

06.07.2017 года директором школы В. А. Додоновым от имени Урдомской средней школы в Вилегодский районный суд было подано исковое заявление на В.Т.Кушмылеву и редакцию КРТК «Юрган» о том, что в высказываниях В.Т.Кушмылевой и в сюжете телеканала содержится информация, наносящая вред деловой репутации образовательного учреждения, с требованием обязать опровергнуть распространенные ими сведения.

Как все просто устроено у наших чиновников! За правду, за высказывание своего мнения, за защиту своих детей, за будущее нашего государства, человека надо унизить, сделать из него изгоя…

А людей системы, разрушающих и уничтожающих наши традиционные российские ценности, наградить и оградить от всех нападок, защитить.

Ольга Князева, РВС.