Идейный анализ американского сериала "Однажды". Часть 1.

Добрый день, дорогие друзья! В сегодняшнем идейном анализе я хочу коснуться американских сериалов, которых я в своё время смотрела несколько. В них в основном пропагандировался секс, насилие, нарушение закона, инфантильность взрослых, но суть даже не в этом, а в общей для всех тенденции постепенного снятия моральных рамок и норм у главного героя. Если в первом сезоне он еще задается вопросами «А может, я неправильно поступаю, а может, это плохо и так не должно быть», то к сезону 5-му-6-му он приходит к выводу, что никакие рамки не нужны и ведёт себя полностью аморально. По-идее, тот же путь деградации с ним должен пройти и зритель. Увидев это, я ужаснулась и решила больше ничего подобного не смотреть.

Однако в 2011 году вышел новый американский сериал «Once upon a time», что переводится как «В некотором царстве» или «Однажды», очень меня заинтересовавший сказочным названием и сюжетом, предполагавшим наличие всех классических сказочных персонажей. Это значит, что сериал смотрели дети. Так что сегодня предлагаю провести разбор идей, содержащихся в первом сезоне этого сериала (а их уже вышло 5).

Как и многие сказки в стиле фэнтези, сериал «Однажды» содержит идею о том, что наш мир не единственный настоящий, а их бесконечное множество. У каждого мира свои законы. Одни наделены магией, другие — нет. Между мирами возможно открыть проход — портал — с помощью различных магических предметов, таких как бобы, зеркала, шкафы и т. д.

Повествование идет о некотором сказочном мире времен Белоснежки, Золушки, Спящей красавицы и всех остальных известных героев. Но их классические истории видоизменены. Где-то слегка, где-то сильно, а где-то совсем перевёрнуты с ног на голову.

Однажды злая мачеха Белоснежки — королева Регина, не смирившаяся с тем, что её изгнали, наложила на несколько королевств волшебного мира проклятье, которое перенесло их жителей в мир без магии — наш современный мир. После сказочные персонажи жили в отдельном американском городке (Сторибруке), как в «Дне сурка», застыв во времени, где каждый день похож на предыдущий, не помнили кем они были раньше, имели только поддельные воспоминания и так 28 лет. И только королева помнила о другом мире и вволю издевалась над жителями. Условие проклятья гласило, что только дочь Белоснежки и её мужа может снять проклятье. Девочка найдёт их в 28-й год жизни и освободит.

Сериал сделан очень профессионально, каждая деталь продумана, каждое слово выверено, любителям жанра будет очень интересно.

Теперь, пожалуй, перейдём к обсуждению главных идей фильма. Несколько тем настойчиво повторялись на протяжении всего сезона в различных вариациях и устами различных героев.

Вопрос №1. Судьба детей, оставшихся без родителей. Призыв к ответственности

Первая из них — это судьба детей, оставшихся без родителей. В первом сезоне я насчитала 9 ситуаций, когда дети разлучались с родителями волей судьбы или потому, что родители сами их бросили.

1. Эмма - дочь Белоснежки и принца Джеймса. Они отправили новорожденную дочку Эмму через волшебный шкаф в наш мир, чтобы она избежала проклятья, а затем сняла его. Она вырастает одиночкой и воровкой.

2. Генри — сын Эммы. Эмма родила сына в тюрьме и отказалась от него. Его вырастила приёмная мать (королева Регина), но он всю жизнь был одиноким, а затем и воровать начал (украл кредитную карту у учительницы).

3. Принц Джеймс. Его продали родители. Ребёнка воспитал король, он вырос храбрым и сильным, но вместе с тем алчным и самовлюблённым.

4. Гензель и Гретель. Дети были разлучены с отцом злой королевой, а в нашем мире они жили в старом доме без родителей и промышляли воровством.

5. Грэйс — дочь Безумного шляпника. Их также разлучила злая королева, но пообещала, что устроит жизнь девочки. В нашем мире девочка благополучно жила в приёмной семье.

6. Пиноккио. Джепетто, испугавшись, что Пиноккио из-за проклятья вновь станет деревянной куклой, послал его в волшебном шкафу в наш мир. Мальчик вырос одиночкой и вором.

7. Охотник. Он вырос нелюдимым среди волков, так как родители его бросили.

8. Бэйлфар — сын Румпельштильцхена. Злой волшебник Румпельштильцхен побоялся шагнуть за сыном в неизвестность — в другой мир. Мальчик скитался по мирам без отца, зарабатывая воровством.

9. Джепетто. Мальчик остался в детстве без родителей, т. к. они были отравлены. Но о нем заботился и воспитывал Джемини — говорящий сверчок.

Из этих детей шестеро выросли ворами. К тому же всю жизнь воровал Джемини — говорящий сверчок — и Белоснежка, когда была в бегах.

Эти дети попали в жестокую американскую систему соц. защиты. И сбежали из неё. Каждый из них был одиночка.

Сказки-сказками, а проблему с американскими фостерными семьями обозначили правдоподобную. Эта та самая система, которая на всех парусах пропагандируется у нас в то время, когда уже сами американцы от неё волком воют.

Идеологический призыв фильма звучит так: родитель отказывается воспитывать своего ребенка потому, что хочет для него лучшего шанса, лучшей жизни, которую сам не даст. Но лучшая жизнь у него в любом случае со своим настоящим родителем. Люди — становитесь ответственными!

Американцев, видимо, так достала демократическая свободная жизнь с её случайными связями, безответственностью, что такими призывами они хотят хоть как-то встряхнуть общество и сказать — воспитывайте своих детей!

Вопрос №2. Добро и зло

В фильме, как и в любой сказке, происходит борьба добра и зла. Зло представлено эгоистичными, властолюбивыми людьми, цели которых наслаждаться страданиями других, либо манипулировать другими. Эти люди, как правило, всеми ненавидимы, а потому одиноки. Добро — это храбрые и отважные люди, готовые к самопожертвованию ради любви или общей цели. Поэтому вокруг них всегда много друзей.

В фильме высказывается мысль, что злыми не рождаются, злыми становятся. И показаны примеры.

Принцесса Регина — будущая мачеха Белоснежки — была доброй девушкой. Но смерть любимого разорвала ей сердце, и она начала видеть смысл жизни только в том, чтобы мстить всем, к этому причастным.

Румпельштильцхен — самый могущественный тёмный маг — жил обычной жизнью, растил сына, но его унижали и обижали все кому не лень, а когда герцог пришел забрать на войну его 14-летнего сына, потерявший надежду отец прибегнул к помощи темной магии. Она наполнила сердце Румпельштильцхена тьмой.

Белоснежка, понимая, что не может быть вместе с любимым принцем, отец которого встал на их пути, выпила снадобье, унесшее вместе с любовью лучшие чувства из ее сердца, оставив лишь пустоту.

Также в фильме показывают и обратный процесс — то есть злой и мстительный человек меняется и обращается к добру под влиянием близких. Например, Белоснежка вспомнила свою любовь к принцу и стала прежней. Румпельштильцхен, думая, что нашёл своего сына, готов был отказаться ради него от тёмной магии. Малифисент в фильме отворачивалась от зла и увещевает Регину оставить месть.

С точки зрения зла, любовь — это слабость. Поэтому, когда человек злой становится перед выбором — власть или любовь, то выбирает власть. Человек при таком выборе остаётся с пустотой в сердце.

Добро всегда стремится прежде всего к любви. А вот если любовь найдена, то всё в жизни делают и добиваются совместно.

Есть еще один выбор, перед которым были поставлены два героя сказки — влюблённые гном и фея. Они мечтали сбежать вместе и плавать по миру, но в конце концов поняли, что были рождены для определённой миссии. Она мечтает быть феей крёстной, а он добывает алмазы, из которых делается золотая пыльца. Вместе они будут бесполезны для мира, а каждый, выполняя свой долг, принесёт миру пользу. То есть выбор стоял: долг или любовь. При этом добро всегда выбирает долг.

Добро действует согласно своей вере, зло — согласно расчёту. Добрые люди объединяются и действуют бескорыстно, злые объединяются на короткие мгновения на основе сделок и договоров.

В фильме поднимается вопрос: допустимо ли для благих целей пользоваться незаконными методами. И убедительно показано, что это приводит к поражению и всеобщему презрению.

«О, горе тем, — твердил он неизменно

В ответ на все расспросы, — горе тем,

Кто к истине идет путем вины!

Она не даст отрады человеку».

(Иоганн Фридрих Шиллер «Закрытая статуя в Саисе» («Das verschleierte Bild zu Sais», перевод Е. Эткинда).

Когда же главная героиня пытается показать сыну, что можно победить, действуя в рамках закона — она побеждает. Однако же, если присмотреться, то побеждает весьма странно. Выяснилось, что и вся борьба и её победа были специально срежиссированы главным злодеем Румпельштильцхеном, которому это выгодно. То же самое можно сказать и про конец сказки. Хоть добро победило и проклятье было разрушено Эммой, но и это входило в планы Румпельштильцхена и произошло четко по его сценарию.

Здесь делать окончательные выводы рановато, так как эта тема будет развиваться в следующих сезонах и еще не известна окончательная мысль, к которой нас подведут.

Вопрос №3. Отцы и дети

Еще много в фильме уделяется внимания взаимоотношениям родителей и детей. Выглядит в основном как борьба ребенка за свои права решать всё в своей жизни самому. Там показан некий спектр ситуаций — от заботливых родителей до ужасных тиранов и преступников, и как при этом складывается судьба ребёнка.

Пример родителя тирана — это мать Регины, которая всю жизнь готовила для своей дочери судьбу выйти замуж за короля. Родители Джемини были мошенниками и ворами и учили его тому же самому. Король Джордж заставлял сына жениться ради выгоды. Бабушка контролировала каждый шаг Красной шапочки и призывала её вести себя более ответственно. Регина воспитывала Генри в строгости.

Реакция этих детей на абсолютный контроль была — сбежать. Джемини удалось уйти от родителей-мошенников. Также удалось убежать принцу Джеймсу. Регину мать заставила выйти замуж правдами и неправдами. Красная шапочка признала, что уход от бабушки был ошибкой и вернулась к ней. Генри вернулся к приёмной матери, но мечтал жить с настоящей.

Что мне совсем не по душе — это то, что в фильме не показано практически ни одной полной семьи с нормальными внутрисемейными отношениями. Если уж задача стоит отобразить различные ситуации между родителями и детьми, то нужно показать не только, от чего бежать, но и к чему стремиться.

Призыв создавать семьи в фильме есть — стремитесь к настоящей любви и браку, не отказывайтесь от своих детей. Однако по-настоящему яркого и привлекательного образа полноценной семьи нет.

Сюжеты, показанные в фильме, «он и она любят, но родители против, они сбегают», описаны также во многих произведениях русских классиков. Например, Достоевский «Униженные и оскорблённые», Пушкин «Метель», а еще есть роман «Отцы и дети» Тургенева, посвящённый взаимоотношениям поколений. Но во всех этих произведениях показаны семьи полноценные, с нормальными, тёплыми отношениями, хоть и не лишённые конфликтов, ситуации — жизненные. Сбежавшие дети, после того как столкнулись с реальностью, возвращаются к родителям, и жизнь входит в свою колею. Почему же американцы не могут показать образ нормальной семьи? Может, у них уже не бывает нормальных семей? Тогда понятно, что они пытаются встряхнуть своё общество уже даже такими сказками.

Фильм «Однажды» лучше, чем весь непотреб, которым американцы заливают кино- и телеэкраны, но и он несёт странную американскую специфику, выставлять классическую семью в непривлекательном виде. Однако же победила в фильме и сняла проклятье именно любовь между матерью и сыном.

Вопрос №4. Смысл проклятия

В заключение нужно поговорить еще об одной вещи, которая раскрывается в сериале — это реальность и иллюзия. Когда сказочные персонажи жили в своём мире, у них была реальная жизнь с настоящими переживаниями и сражениями. Они знали свои корни, кто они и откуда. Но в определенный момент они были перенесены в симулякр. То есть иллюзорную реальность, в которой они не помнили себя, не чувствовали ничего по-настоящему.

Книга же сказок, с которой ходит Генри, позиционируется как историческая книга с правдой. Все, о чём в ней написано, было на самом деле.

В одной из серий, когда Генри потерял эту книгу, мать купила ему игровую приставку и сказала, что с ней Генри сможет спасать принцесс, быть героем. Но настоящее игрой не заменишь, и получив книгу снова, он отбрасывает приставку в сторону. Жители Сторибрука тоже начинают признавать, что живут в иллюзии, например, Кэтрин и Девид говорят так про свой брак: «Наш брак как будто бы иллюзия, мы, по идее, должны друг друга любить, но ничего не чувствуем».

В этом и есть смысл первого проклятья — это погружение людей в симулякр. А потомки, в лице Генри, благодаря своей бесконечной вере, пытаются разбудить всех вокруг ото сна и заставить вспомнить о том, кто они на самом деле.

Мы говорили о всего лишь первом сезоне сериала, а впереди их еще целых четыре. Давайте попробуем проанализировать все. Так что — до новых встреч, друзья!