Воспоминания о ковидных временах, похоже, греют душу членам правительства: тогда был полный порядок, контроль и учет. Даже вопросы экономики для власть имущих оказались тогда далеко не на первом месте. Более всего им импонировал порядок в самом примитивном его понимании, установить который они старались, опираясь на возможности пресловутой цифровизации. Была ли польза от всеобщего карантина для здоровья населения — большой вопрос.
Граждане сидели по домам и «не высовывались», их дети не «болтались» на улице — что же еще нужно власти для полного счастья? Управляй и ни в чем себе не отказывай! Вот чиновники и «управляли». В итоге многочисленные собственники всех рангов выкручивались как могли (а «могли» они в большинстве своем только за счет работников и того, что было ранее нажито «непосильным трудом»), «офисный планктон» был переведен на удаленку, а школьники и студенты вкушали плоды дистанционки. Явление в нашу жизнь цифровизации, которая вошла в нее рука об руку с вакцинацией и самоизоляцией, было директивным и безальтернативным.
И здесь мы подходим к одной из важнейших проблем современного общества – к активному внедрению цифровизации в современную систему образования. Для власть имущих цифровизация системы образования имеет огромное значение, поскольку именно в школьные годы формируется мировоззрение человека, а оно, это мировоззрение, по мнению чиновников, должно быть «послушным» и довольно примитивным и ограниченным, которым легко управлять. Поэтому для них крайне важно в этот момент исключить все факторы, способные оказать на этот процесс негативное влияние, то есть, в понимании наших чиновников, помешать дальнейшему активному внедрению этой самой цифровизации. Судя по попыткам правительства не на словах, а на деле выдавить учителей из школ, они (учителя) являются одним из таких факторов. Рост бюрократической и учебной нагрузки, стремление ограничить деятельность учителя рамками «законных» прав детей и требований родителей тому подтверждение. Не говоря уже о массовом внедрении электронных средств обучения и попытках использования ИИ в учебном процессе.
Сообщение о скором появлении бесплатных «цифровых помощников» на основе ИИ для подготовки школьников к ЕГЭ в полной мере выявляет «традиционность» мышления существующего бюрократического аппарата. Этот аппарат выполнял и продолжает выполнять заказ на цифровизацию, которая поможет власти организовать контроль и учет всего и вся. При этом слова «бесплатных» и «помощников» не должны вводить в заблуждение, они просто прикрывают истинную суть внедряемой цифровизации под видом помощи детям в учебе.
Цифровизация образования даст Минпросвещения возможность обойтись без учителей, которые, несмотря на всю отчетность, до сих пор неподконтрольны в полной мере и, возможно, – о ужас! – даже проявляют какое-нибудь «вольнодумство» в классе или отступление от высочайше утвержденных программ обучения. Кроме того, учителя вне стен школы могут бесконтрольно заниматься репетиторством, что крайне предосудительно – государству репетиторство не выгодно с экономической (часть репетиторов уклоняется от налогов) и идеологической точки зрения (зачем ему умная молодежь?).
Подспудное внедрение ИИ в школу очень напоминает манипуляции мошенников, несмотря на то, что является делом рук правительства РФ. Сначала оно создает учителям невыносимые условия для работы в школе, вынуждая их уходить в репетиторство. Одновременно внедряются электронные образовательные технологии, затем начинается борьба с «обирающими детей» репетиторами посредством внедрения института «цифровых помощников».
Сдается, однако, что школьники, которым нужен высокий балл ЕГЭ, будут прибегать к помощи репетиторов, а не ИИ. При этом подключение ИИ к процессу сдачи ЕГЭ поможет разработчикам контрольно-измерительных материалов этого экзамена исключить человека из процесса проверки его результатов.
По большому счету, уже сейчас происходит всё большая формализация ЕГЭ, которая в перспективе приведет к исключению из него любой возможности творчества, неподвластного анализу со стороны ИИ. Ведь творчество, неразрывно связанное с наличием собственного взгляда и обоснованного мнения, без сомнения, является угрозой бюрократии и власти, которая категорически не приемлет любой возможности активного выражения гражданами какой-либо альтернативной позиции.
Роман Якин,
эксперт РВС