Экономия на школах многих сейчас волнует. Кризис, однако. А тут техника позволяет уничтожить расходы на книги и тетради. Отчего бы не уменьшить затраты, предлагает критик советской системы образования и заодно маркетолог по iPad, а также основатель Steve Jobs Schools Морис Де Хонд.
Морис Де Хонд выступал в прошлом году на конференции на Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch с крититкой существующей системы образования в России, которая, как он считает, всё еще представляет собой советскую модель – вчерашний день, по его выражению. А вот обучение с iPad, по его мнению, – это новое слово в образовании.
С такой концепцией он выступал на EdCrunch.
В Нидерландах существуют школы, где весь образовательный процесс строится на взаимодействии с iPad и облачными технологиями, при этом ученики не закреплены в классах. Такие школы финансируются государством. Основатель Steve Jobs Schools Морис Де Хонд рассказал, почему электронные учебники – это не современные технологии и почему школы нуждаются в перестройке.
«Наши дети живут в изменяющемся мире, где с раннего возраста они взаимодействуют с планшетами, компьютерами. Но когда они приходят в школу, время будто возвращается назад – в прошлое. Мой младший сын недавно пошел в школу, старший ее давно окончил, но в системе образования ничего кардинально не менялось со времен моего обучения, – говорит Морис Де Хонд, – в обычных школах детей готовят к прошлому, знания будут неактуальны к концу их обучения. Все дети не могут войти в один стандарт обучения, и таким ученикам приходится несладко, потому что школы видят учеников как грузовики, которые нужно нагружать знаниями.
Консервативная образовательная система не смогла адаптировать технологический прогресс. Как они обычно видят новые технологии? Старая система + новые технологии = дорогая старая система. Примером может являться стремление заменить бумажные учебники электронными. Это большие затраты, не меняющие сам образовательный процесс. В Steve JobsSchools технологии меняют всю методику обучения.
Steve Jobs School финансируются государством, они расположены в обычных школьных зданиях, разница с обычными школами только в методике обучения. У каждого ребенка есть один учитель-наставник, который следит за общей деятельностью и успеваемостью, а также один планшет iPad, на котором выполняются все задания, проекты и коммуникация с одноклассниками (если ученик решит работать дома). У детей есть выбор: готовиться дома или в школе. К учителям можно подойти с вопросами и проблемами. Такая система хорошо работает для ребят с ограниченными возможностями и с гиперактивностью, как мы это сейчас называем. Раз в шесть недель учитель, ребенок и родители встречаются и обсуждают программу обучения. В Steve JobsSchool массовая кастомизация (то есть индивидуальный подход ко всем), что соответствует современному миру и что стало возможным только при нынешнем уровне технологий.
Дети разделены на группы, но вместе они проводят лишь 25% времени, в остальное время – ходят по кабинетам, следуя своему индивидуальному графику. В кабинетах сидят учителя: каждый занимается одним предметом, в котором он «мастер». В Steve Jobs School роль учителя сводится в большей степени не к преподаванию теории, а к персональной помощи ученикам в самостоятельном обучении. Классы в таком случае становятся студиями, где учителя-специалисты придумывают проекты, дети занимаются самостоятельно и обращаются к учителям за помощью. Из-за такой экономии времени у преподавателя есть возможность заниматься индивидуально и следить прогрессом учеников в отдельности, и каждый ребенок идет со своей скоростью. iPad, в свою очередь, обеспечивает доступ к базе знаний по каждому предмету, справочной информации и контрольным заданиям.
В классах бывает скучно, но мы можем разделить ребят на группы: этим скучно, потому что все знают, этим – не понимают. Контент для обучения мы не разрабатываем: у нас есть свой софт для управления школой, некоторые игры делают для нас университеты. В общем-то, существует много образовательного контента, и даже не все дети занимаются по одинаковым приложениям. В Нидерландах уже работают 22 Steve Jobs Schools, а в следующем году их количество возрастет до 100.
В этих школах занимаются дети с 5 лет:
Детские психологи установили, что для детей очень важно развивать координацию мелких движений руки, иначе возможна задержка психического развития. Для этого используют лепку, рисование карандашом, каллиграфию перьевой ручкой, а в настоящее время – письмо шариковой ручкой. Что-то вроде этого позволяют делать планшеты с датчиком силы нажима стилуса. Тем родителям, у которых есть средства, для развития мелкой моторики у детей, можно рекомендовать обучение игре на музыкальных инструментах. Этюды Черни и хорошо темперированный клавир не подведут.
Но ничего подобного у iPad нет. 9 сентября 2015 года был представлен The Apple Pencil, у которого нет датчика силы нажима. Таким образом, рекомендуемое обучение как минимум гарантированно приведет к задержке умственного развития. А как максимум – к практической неграмотности.
Алексей Фисич, РВС