Истинные причины страха отмены ЕГЭ

Одновременно с появлением ЕГЭ началась его критика, которая сейчас во многом продолжается уже по инерции. В большинстве своем все относятся к нему отрицательно. Между тем при всех недостатках этой формы экзамена отменить его сейчас нельзя. Причиной тому - не столько организационные сложности, сколько социальные. 

ЕГЭ был введен в том числе и для противодействия коррупции в приемных комиссиях вузов, и эта проблема не исчезла. Рынок отнюдь не способствует искоренению взяточничества, даже наоборот — «монетизация» неформальных отношений является одним из двигателей рыночной экономики. Страна всё глубже вязнет в трясине рынка, а население всё больше проникается мыслью, что «не подмажешь — не поедешь».

Кроме того, одним из доводов в пользу ЕГЭ является возможность обеспечить абитуриентам равные шансы для поступления в вузы, причем вне зависимости от места проживания.

Достаточно сдать требуемые предметы на едином экзамене и выбрать один вуз из нескольких со стандартным набором предметов из курса школы. Казалось бы, найдена оптимальная форма экзамена, нужно лишь подправить его содержание, но именно это почему-то и не происходит.

ЕГЭ, как и раньше, не всегда адекватно отражает уровень реальных знаний выпускника. Даже школьника с посредственными знаниями можно «натаскать» на высокие баллы. Причиной тому — предсказуемость заданий, которые часто повторяются. Главное — не запутаться в формулировках вопросов.

Между тем, если отказаться от практики «натаскивания», то «обнажится» реальный уровень школьного обучения и рухнут все рейтинги системы образования, чего чиновники никогда не допустят. Спасением для них в этом случае стали бы выпускные экзамены в школах, приравненные к вступительным в вузы. Однако в существующих рыночных условиях это означало бы перенос коррупции на школьный уровень. Кроме того, такая система экзаменов также не будет отражать реальный уровень знаний школьника по причине того, что учителя будут кровно заинтересованы в его сокрытии. Необходимо сначала менять систему общественных отношений, а уже потом возвращаться к ранее существовавшей практике школьных экзаменов.

Смотрите также: Что делать с ЕГЭ, и как побороть коррупцию на экзаменах