Думается, не всегда правы те родители, которые сызмальства заставляют детей ходить на академические концерты. Самая распространённая их ошибка – неверный выбор программы. А другая - насилие. Когда ребёнка заставляют слушать то, что ему не интересно, или удерживают на месте, когда он утомлён и внимание его рассеяно, нет пользы ни ему, ни другим слушателям. Знакомство с миром классической музыки требует внимания и осторожности.
Конечно, хорошо, когда родители сами любят музыку, постоянно слушают записи, сами играют или поют. Тогда сам быт семьи с рождения приучает ребёнка к языку музыкального искусства. Но может произойти и отторжение – лично знаю девушку из музыковедческой семьи, окончившую музыкальную школу по классу скрипки и на дух не переносящую академическую музыку. Так что важно не переборщить.
Известно, что классическая музыка оказывает благотворное воздействие на духовное и физическое здоровье человека, развивает его воображение и эмоциональную сферу. Поэтому даже если родители не слишком музыкальны, стоит познакомить детей с этим искусством, с творчеством великих композиторов.
Начинать лучше всего дома, с небольших, но образных произведений. Подходит балетная музыка Чайковского, его «Детский альбом», «Времена года», сюита «Пер Гюнт» Грига, концерты и симфонии Моцарта, «Времена года» Вивальди – всё, что легко запоминается и может вызвать у детей яркие фантазии. Можно предложить такую игру – послушать музыку и придумать или нарисовать её образ или историю. Или включать записи перед сном, чтобы дети, например, представляли собственные сказки.
Одновременно с тренировкой воображения можно показывать музыкальные мультфильмы, в которых разные произведения уже проиллюстрированы. Наиболее известны: советский «Шелкунчик», диснеевские «Спящая красавица» и «Фантазия». Последняя хороша ещё и тем, что в ней даются имена композиторов и произведений и показываются разные музыкальные инструменты. Так что просмотр «Фантазии» может стать отправной точкой для более детального разговора об авторах музыки, истории и особенностях её исполнения.
На данном этапе должны пригодиться специальные детские книги. Среди них встречаются своеобразные сказки, где в доступной форме даются
первоначальные сведения о музыке. Прекрасный образец этого жанра – серия «Приключения скрипичного ключа» музыкального педагога Эммы Иосифовны Великович (стоит обратить внимание и на другие её познавательные книги для старших возрастов). Широк спектр детских энциклопедий, среди которых несложно найти книги о музыке.
И только когда ребёнок уже почувствовал вкус к слушанию музыки, получил первоначальную информацию о музыкальной культуре, можно вести его на «живой» концерт, который он будет воспринимать уже как заинтересованный зритель.
Можно начать также с различных образовательных программ, которые организовываются при концертных залах и музыкальных театрах. В Петербурге это клуб юных петербуржцев «Три апельсина» при детском музыкальном театре Зазеркалье, клубы юных слушателей Мариинского и Михайловского театра, специальные концерты для детей на разных площадках.
Есть смысл начать и с посещений концертов сверстников ребёнка – выступлений учащихся музыкальных школ, детских фестивалей.
Потом можно переходить к знакомству со «взрослыми» программами - сообразуясь с уровнем развития и предпочтениями самих ребят.
Лучше всего, если родители сразу объяснят детям правила поведения в зрительном зале. На всякий случай, приведу их здесь.
- Артистов встречают и провожают аплодисментами. Но если ведущий говорит, что части сюиты, цикла или симфонии исполняются без перерыва, то хлопать нельзя.
- Говорить и пересаживаться можно только в перерывах между выступлениями.
- Выходить из зала можно только во время антракта или, в крайнем случае, в перерыве между выступлениями.
- При опоздании входить в зал можно только в перерыве между выступлениями – если разрешают администраторы.
- Идти на своё место следует лицом к зрителям на твоём ряду.
Эти простые правила сегодня не знают, к сожалению, и многие взрослые. И это незнание, часто портит удовольствие от многих замечательных концертов.
Софья Журавлева, РВС.