КАК РАССКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОБ ИХ ДЕТЯХ?

Мы знаем, что подростковый бунт является этапом психического развития человека, в результате которого формируется здоровое критическое мышление, а также понимание своей личности и личности другого. В нормальном случае за бурным отдалением подростка от родителей должны следовать глубокие отношения взрослых – родителей и уже сформировавшейся личности ребенка. Эти отношения должны быть основаны на любви и взаимном уважении. Так осуществляется связь поколений, без которой ни одно общество жить не может. 
К большому сожалению, зачастую особенности подростковой психики современная масс-культура использует с нечистыми целями: искусственно создавая молодежные стили одежды, молодежную музыку, образ молодежной тусовки, нам пытаются доказать, что между поколениями родителей и детей пролегает бесконечная пропасть. Детям внушают, что они «более продвинуты», родителям – что они «безнадежно устарели». В такой ситуации переход от подросткового бунтарства к теплым отношениям взрослых людей затрудняется, а связь поколений, связь времен становится под угрозу.
Как сохранить душевный контакт со своим ребенком? Как не потерять его, даже в сложном подростковом возрасте (а ведь известно, что подросткам как никогда нужна забота и поддержка родителей)?
Начинать надо прямо с рождения. Книга Б.П. и Л.А. Никитиных «Резервы здоровья наших детей» в том числе и об этом. Многодетные супруги Никитины в этой книге делятся свои собственным опытом воспитания 7 детей, рассматривая все аспекты развития ребенка: физический, психический, интеллектуальный.
Основная идея Никитиных сформулирована аббревиатурой НУВЭРС, которая расшифровывается как НЕОБРАТИМОЕ УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ, суть ее заключается в следующем: «каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти способности … с возрастом постепенно слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развить его способности». Поэтому Никитины практиковали так называемое опережающее развитие, то есть создавали своим детям условия, на один-два шага опережающие их развитие. В результате все дети в этом семье научались сидеть-ходить-говорить-читать на год-два раньше сверстников, отличались крепким здоровьем и сообразительностью. Но, что самое главное, шкала ценностей этих детей (по воспоминаниям очевидцев) начиналась с труда, доброты, сопереживания, а не с вещей и престижа.
Что касается глубокой эмоциональной связи, то ей не страшен даже переходный возраст, если родители с самого рождения видят в ребенке отдельную личность и развивают ее, а не выпячивают свой авторитет. «А почему, собственно, мы, взрослые, так уверены в своем праве карать и миловать, поощрять и наказывать?» - спрашивает Л.А. Никитина. И далее она поясняет свою мысль: «Если виноваты оба (а чаще всего так и бывает), именно взрослому надо первому идти навстречу. Добиваться от ребенка, чтобы тот извинился, в то время, когда он чувствует вину и за взрослым, жестоко. … Это вызывает не раскаяние, а озлобленность и затаенную обиду». Которая потом обязательно вылезет в подростковом возрасте – добавляем мы. 
Супруги Никитины не имели достаточной теоретической подготовки, чтобы научно обосновать свою систему воспитания и создать педагогическую школу. Собственную методику они разрабатывали «на ходу», побуждаемые любовью и интересом к собственным детям, стремясь их понять. Но спасибо им за те книги, которым теперь можем пользоваться мы. Найти и прочиать книгу можно по ссылке.