Председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин у себя в канале предложил высказаться о высокой нагрузке на школьников. Мы уже много раз высказывались на эту тему, но еще раз сказать не вредно.
Мы считаем, что нагрузка на школьников действительно чрезмерна, и она вызвана существенным ухудшением качества образования вследствие реформ. Усвоение материала ухудшилось и продолжает ухудшаться с введением цифрового образования, а значит детям приходится тратить больше сил на освоение того же объема знаний.
Одним из главных инструментов разрушения образования стал подрыв авторитета учителя.
Для этого было сделано немало: запрет на воспитательные функции учителя, неадекватно низкая зарплата, задействование учителей в политических целях. Кроме того, эффективность работы учителей снижается из-за высокой нагрузки (как в связи с необходимостью брать дополнительную рабочую нагрузку, так и в связи с усилением бюрократической ноши), что также не способствует доверию к нему.
Но помимо этого были серьезно перекроены учебники, учебные планы, состав предметов. К этому добавились как бы дополнительные «внеурочные» часы, которые становятся почти обязательными из-за того, что власти стимулируют школы их проводить.
Отдельная «песня» — это подготовка к ОГЭ/ЕГЭ. Многократно уже говорилось, что эти экзамены не знания школьников проверяют, а что-то совсем другое и поэтому к ним приходится готовить детей отдельно, а это также дополнительная нагрузка.
Исходя из этого, на наш взгляд, надо:
1. Сформулировать цели образования (а их на государственном уровне нет) в соответствии с декларируемыми целями по построению «экономики знаний», «постиндустриального общества» и т.д. Исходя из этого поменять школьную программу для достижения этих целей.
2. Убрать все дополнительные предметы, включая неадекватные названию «Разговоры о важном».
3. Снять дополнительную нагрузку с учителей, дать им достойные зарплаты, позволяющие нормально жить, работая на одну ставку.
4. Ввести независимый и достоверный контроль качества знаний выпускников школ. Сейчас в вузах отмечают, что отличники ЕГЭ не обладают необходимыми для учебы в вузе знаниями. Это можно сделать и существенно реформировав ЕГЭ.
5. Стимулировать школы исключительно на повышение качества знаний, проверяемых согласно предыдущему пункту.
Все изменения необходимо вводить гласно, открыто и с широкой общественной дискуссией. Проблема действительно острая, но велик риск «выплеснуть вместе с водой ребенка», учитывая направленность реформ в образовании последнего десятилетия.