Как выживают из школ учителей

Мы уже писали о необъяснимом, на первый взгляд, сокращении вакансий в школах Подмосковья. Весной 2024 года было объявлено о запуске сайта «Учителя Подмосковья», на котором публикуются вакансии школ Подмосковья.

Мы подсчитали их тогда, а потом через полгода, и выяснили, что число вакансий серьезно сократилось. Учитывая, что дефицит учителей в Московской области никуда не делся, такая новость выглядит странно, хотя практика перевода классов на цифровое образование, когда урок может проходить и вовсе без учителя, а также сокращение курсов предметов, объясняет отсутствие обеспокоенности чиновников по этому поводу.

Но вдруг всё-таки причина в другом, и подмосковным школам каким-то образом удалось восполнить кадровый дефицит? Мы решили это проверить.

Примерно год назад мы подсчитали число учителей начальной школы, которые ведут сразу по два (а иногда и более) класса. Теперь мы решили повторить этот подсчет.

Результат оказался ожидаемым: число ведущих по два и более классов начальной школы педагогов выросло: с 408 до 486 педагогов.

Неожиданными были другие открытия. Например, мы обнаружили, что учителя начальных классов иногда умудрялись быть классными руководителями в начальной школе и в средней. Мы нашли такие примеры в лицее №4 Люберец, Дедовской средней школе №3 и других.

Показателен пример гимназии города Фрязино, где учитель-логопед ведет 3-й класс, совмещая это с классным руководством в 7-м классе. Причем там таких педагогов-многостаночников несколько.

Цифры усугубляющегося дефицита учителей начальной школы в Московской области хорошо согласуются с показателями по России, отраженными в статистическом сборнике «Образование в цифрах». Напомним, что всего за два года число учителей в школах сократилось невзирая на рост численности школьников, а среднее число школьников на одного учителя выросло с 19 до 20 человек.

То, что мы видим, к сожалению, согласуется с нашими прогнозами. Нагрузка учителей растет, нагрузка на них возрастает. Чиновники не стремятся восполнять этот дефицит, замещая учителей цифровыми уроками.

При этом имеющаяся система проверки знаний (включая ЕГЭ) позволяет маскировать снижение качества образования, поэтому власти не боятся своего разоблачения. Однако они забывают, что самый главный экзамен уже предъявляет сама жизнь.

Наша страна перешла свой Рубикон и вступила в противостояние с мощнейшим противником. Образованные люди становятся ключевым ресурсом в этом противостоянии.

Обрушивая качественное среднее образование, власти копают могилу всей стране. И момент, когда эта проблема встанет ребром, уже близок.

Владимир Васильев, Григорий Карпов, РВС