Каким будет «золотой стандарт» знаний при инклюзии в образовании


Депутаты Госдумы предложили поправки в закон об образовании, заявив о необходимости единой программы и «золотого стандарта» знаний для всех школ страны. 

Напомним, после введения «современных» федеральных стандартов, из которых убрали содержание, у школ появилась возможность давать детям любое количество знаний, в том числе и ничего не давать, ограничившись общими словами. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, а не на то, чтобы он получил какие-то знания. 

В портрете выпускника школы знаниям не уделено практически НИЧЕГО. В этой области выпускник с общим средним образованием должен только владеть методами познания этого мира и активно познавать его, быть мотивированным на получение образование и самообразование в течение всей жизни. ВСЁ! Какой набор знаний приобрел ученик  за 11 лет образования – неважно.

В требованиях к результатам освоения образовательной программы  эти знания («предметные результаты») стоят на последнем месте и больше касаются умений ученика, а содержание знаний описывается общими словами, в которые можно вместить практически любой объем знаний, минимум не указывается.

Очевидно, что при современных стандартах в условиях, когда законом гарантируется право на бесплатность образования в соответствии со стандартами, можно бесплатно практически ничего не давать, превращая школы в место для присмотра за детьми. Все остальное дети могут получить платно.

Такие стандарты очень облегчали руководству школ реализацию закрепленных в законе вариативности и инклюзии. Ведь когда в одном классе учатся дети с разными программами и разными особенностями, учителя очень ограничены в возможностях обеспечить  усвоение детьми каких либо знаний. Они просто вынуждены «создавать условия», «реализуя» какую-либо программу, а дети сами усваивают (или не усваивают) знания, кому как повезет. Собственно, законодательство даже  качество образования привязывает к стандартам, а значит, полученные (или неполученные) знания учеников не влияют на оценку этого качества.

В законе об образовании уже давно закреплена обязательность  единого образовательного пространства. Однако чиновники раньше говорили, что единое пространство заключается в едином образовательном стандарте. Мол, на всей территории страны есть и вариативность, и инклюзия, а значит пространство единое. Хотя вариативность программ создает проблемы не только детям, которые вынуждены менять место жительства и в случае несовпадения программы не могут полноценно включаться в образовательный процесс при переезде. Проблемы есть и у экспертов при проведении экспертизы учебников или подготовке материалов к ЕГЭ. Инклюзия тоже создает проблемы как детям, так и педагогическому составу. Дети, которым нужны особые условия образования, в обычных классах их лишены, а педагоги вынуждены разрываться между детьми, которым нужны разные условия.

Понятно, что когда депутаты заговорили о необходимости фундамента образования и «золотом стандарте» знаний, появилась надежда, что этот бред, когда полученные знания не входят в оценку качества образования, будет устранен. Вариативность и инклюзия появились в стандартах по указке Запада, и можно было бы ожидать, что сегодня идет переоценка того, что нам навязал западный путь. Но такая надежда длилась недолго.

27 июня председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова сообщила о подготовленных поправках в Закон об образовании, а уже 1 июля премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. Этот документ показал, что инклюзия в образовании остается. Более того, Концепция планирует при подготовке педагогов сделать обязательными такую дисциплину, как «Инклюзия».

То есть правительство не отказывается от инклюзии в образовательном процессе. Приплыли. Это с большой вероятностью означает, что даже если руководство школ обяжут давать детям единую обязательную программу, педагогам придется либо по-прежнему разрываться между разными программами, либо давать единую программу одновременно и детям с ограниченными возможностями, и остальным ученикам. То есть, школы опять будут «реализовывать» и «создавать условия», но уже по единой образовательной программе. И тут опять, кому как повезет.

Ольга Горянина, РВС