Каким должно быть настоящее честное слово

Сейчас много говорят о воспитании и особенно в связи с тем, что вчерашним выпускникам сегодня выпало защищать Родину на фронте. Воспитывать детей, не имея идеалов, невозможно, но на государственном уровне никакие идеалы по-настоящему, всерьез, не транслируются.

С нами (это касается и педагогов) остается лишь то, что мы сами получили в советский период, когда идеалы существовали и выражались в книгах, кино и мультфильмах. Вот как это было показано в замечательном мультфильме 1978 года «Честное слово» по одноименному рассказу Л. Пантелеева, написанному в 1941 году.

В рассказе маленький мальчик, играя в войну, дает слово стоять на посту. Потом начинается дождь, и его друзья убегают домой, забыв про «часового». Поздним вечером прохожий (автор рассказа) видит промокшего и голодного ребенка, пытается отправить его домой, но мальчик говорит, что дал слово стоять на посту и снять с поста его может только военный - и при этом старший по званию. Прохожий разыскивает на улице офицера, который куда-то торопится. Военный, поняв ситуацию, бросает все дела и идет с автором к «посту», вместе они уговаривают дворника не закрывать парк, после чего офицер «снимает с поста» ребенка.

Может показаться, что главный герой рассказа — мальчик, который с раннего возраста уже понимает, что такое честь, и готов терпеть голод, холод, страх, чтобы не нарушить данное слово. Но размышляя об этом сюжете в 2023 году (а не в 1978-м или 1941-м), мы понимаем, что главными героями рассказа являются взрослые (прохожий интеллигент, военный и дворник), которые все вместе олицетворяют очень здоровое общество.

Вероятно, и в те годы далеко не все дети вели себя так же, как герой рассказа, и сегодня маленький ребенок может проявить не меньше благородства. Вопрос в том, как на это поведение реагировал окружающий социум в советское время и как бы он отреагировал сейчас.

В рассказе три случайных представителя разных социальных групп отнеслись к благородному устремлению незнакомого ребенка как к большой ценности. Они жертвуют своим временем, чтобы возникшая в ребенке искра чего-то высокого не потухла. При этом, не являясь педагогами, действуют тонко и правильно.

Такое отношение советского общества к воспитанию подрастающего поколения стало залогом Победы и других великих достижений Советского Союза. А теперь нашей стране нужно побеждать после того, как в течение 30 лет общество учили диаметрально противоположному.

Введение трудового и военно-патриотического воспитания в школах ничего не даст в существующей ценностной системе координат, в которой это воспитание — пустая трата времени, а все герои вышеописанного рассказа — лохи и неудачники. В общественном сознании должно возникнуть четкое разделение между высоким и низким, благородным и подлым, честью и бесчестием, тогда у России появится шанс победить в войне и начать новую страницу своей великой истории.