Карнавал в формате «антибиблиотека»: деконструкция без сборки

Министерство культуры Московской области и департамент культуры Москвы давно курируют проекты, которые очевидным образом укладываются в определенный, если можно так сказать, тренд копирования отдельных элементов западного образа жизни. Иначе говоря, нацеленность на карнавал, причем градус карнавализации постепенно нарастает.

В столице много чего происходит, но мы рассмотрим некоторые учреждения культуры, потому что у новых веяний, которые в них проникают, есть очевидное сходство.


Так, восьмой год подряд в Москве проводится акция «Ночь в музее». Мероприятие сомнительное, если принять во внимание, что именно рассказывают и показывают детям и взрослым. От некоторых перформансов отчетливо веет специфическим душком.

С 2012 года Москва начала активно приобщаться к европейской культуре посредством уличных действ. Самым знаковым стало представление «Яркие люди», задуманное, по словам его создателя Марии Гальпериной, как «семейный фестиваль европейского уровня, который будет построен на взаимодействии с местным сообществом». Хотя речь идет о фестивале, ему больше подходит название «карнавал», учитывая форму и содержание. Мероприятие постепенно набирает обороты и расширяет свою географию.

Организатором фестиваля выступает созданное в ноябре 2011 года ООО «Компания «Брайт Пипл», ставящее целью создание новых форм отдыха для расцвечивания серой жизни. Название компании является транслитерацией английского «bright people», в дословном переводе «яркие люди». Примечательно, что сейчас в городе работает целая сеть компаний, специализирующихся на сходных видах деятельности, так или иначе созвучных этому понятию, имеющему все шансы стать мемом, скажем, наравне с «вежливыми людьми». Компания активно участвует не только в организации развлекательных мероприятий, но и в научных конференциях и круглых столах, таких как круглый стол «Яркое будущее для детей. Качество дополнительного образования», организованный Московским кредитным банком в июле 2012 года. В перечень обсуждавшихся вопросов вошло, помимо прочего, создание условий для воспитания поколения «ярких людей» и использование новых технологий, в частности геосоциальных сервисов, для развития дополнительного образования. Под яркими людьми понимаются люди, сделавшие креатив способом существования ради того, чтобы «жить ярко». Воспитание поколения карнавала – задача более чем амбициозная, согласитесь.

Вернемся к фестивалю. Издание «The Village» так отзывается о нем: «Он отличается от обычных городских праздников тем, что для его создания привлекаются уличные театры, обычные детские студии и дома культуры на окраинах Москвы. В них запускается десант из молодых и современных режиссеров («Огненные люди»Liquid Theatre Tall Brothers), которые за несколько месяцев готовят с самими горожанами театральные постановки и арт-объекты». Для того, чтобы почувствовать вкус стратегии, посмотрите выступление «Огненных людей», обращая внимание на атрибутику, образы, непристойные жесты и пр. Как вы представляете себе такой «десант», скажем, в детской художественной студии? И как вам терминология войны?

О дальнейшем сотрудничестве с органами власти рассказывает директор компании Мария Гальперина:
«Этой весной департамент культуры дал нам три округа (Северо-Западный, Северо-Восточный и Юго-Восточный), в которых мы на базе местных домов культуры, театральных вузов и других творческих кластеров делали с молодыми современными режиссёрами и художниками арт-объекты, придумывали спектакли, обучали местных педагогов. Каждый из десяти наших режиссёров работал со своим ДК или с детской студией.
Нас предупреждали, что они могут не захотеть с нами сотрудничать, что мы столкнемся с противодействием... Но оказалось, что если разговаривать, находить общие точки для взаимодействия, то можно найти соратников, которые пойдут навстречу»
.

Таким образом, весной этого года компания начала активно сотрудничать с учреждениями дополнительного образования, несмотря на противодействие, находя постоянные площадки для своей деятельности и помогая партнерам нащупать путь к новым форматам обучения с развлечением. А тут и реформа библиотек активизировалась.

Следует отметить, что заход с «яркими» мероприятиями в библиотеки предпринимался и ранее. Так, еще в мае 2013 года в Самаре на базе областной юношеской библиотеки и областной универсальной научной библиотеки при поддержке Министерства культуры Самарской области прошел конкурс «Яркая идея». В рамках конкурса оценивался лучший проект, направленный на выявление потенциала молодого человека. Обращаем внимание – не на обучение и воспитание личности, что было бы естественно для библиотеки, а выявление потенциала.

В Московской области «яркие» инициативы добрались до библиотек в 2014 году: отметим предложение ночных библиотек с гостиными и платным входом, своего рода протопроект. И вот Министерство культуры Московской области одобрило проект нового креативного пространства «Проjектор» формата «антибиблиотека». Реализуется он на базе научной библиотеки им. Крупской наукограда Королев. То, что «антибиблиотека» открывается после закрытия библиотеки и длится до половины одиннадцатого, роднит ее с акцией «Ночь в музее» и «ночной библиотекой». Разница в том, что музейные перформансы проходят раз в год, в ночной библиотеке предполагается преимущественно работа, а в Королеве планируется креатив в режиме нон-стоп, причем за деньги (с 1 ноября вход – 300 рублей). Проект рассчитан на аудиторию от 13 лет и предполагает практический курс по воплощению идей, квесты, игры, клуб любителей научной фантастики, лабораторию современного перформанса, философский кружок, на котором будет оформляться новый взгляд на русское наследие, и т.д. 

Организаторы, а именно ООО «Компания «Брайт Пипл» (или «Яркие люди»), утверждают, что это первое подобное действо в России, хотя мы видим, что не первое. Оно первое по другому критерию – по откровенности заявки. 

По словам заместителя заведующей Светланы Павловны Чижовой, главной целью проекта является привлечение новых читателей, что, безусловно, должно послужить новым импульсом для развития библиотеки.

Однако уже на праздновании открытия, на котором присутствовала заместитель министра культуры области, организаторы говорили другое. Притом, не просто другое, а ровно противоположное.

Сначала при помощи образов. Оформление зала было выполнено профессионально и с большим вкусом, однако между библиотечных полок проглядывал зловещий карнавальный оскал – изгибающеся тела в нишах, черный человекоробот, символически надругивающийся над девушкой в белых одеждах.

Те же искорки в глазах ходулиста и кривлявшихся придурковатых «ученых», которые играли с пластмассовыми жуками, фотографировались с девушкой-пришельцем и писали на доске «формулы».

Затем последовала пантомима, представившая концепцию нового проекта. Судя по реакции зрителей, до большинства ее смысл не дошел. Посмотрите видео до конца, это кульминационный момент мероприятия


Нам показывают сборку разрушенного. На поднос, напоминающий поднос для жертвоприношений, сначала кладется литература (книга), потом искусство (подсвечник), и наконец, после того они отвергнуты, сердце-время, еще живое. Во имя чего приносится жертва? Собранное не работает.

Для тех, кто еще не понял, разъяснение организатора Юрия Петрова:
«Формат антибиблиотеки не отрицает и не отвергает формат библиотеки, наоборот, вот в этом пространстве, где мы сейчас находимся, будут работать одновременно два режима. Днем это будет библиотека с кафе и читальным залом, а вечером это будет антибиблиотека. И как в философии есть тезис, есть антитезис и есть синтез, мы надеемся, поставив немножечко под сомнение словом «анти» саму сущность этого проекта, мы надеемся наоборот прийти к некоему новому пониманию того пространства, которое называется библиотека. То есть, это такой элемент деконструкции для того, чтобы сконструировать заново рабочую модель».

На вопрос о том, как будет производиться сборка, следует ответ:
«С помощью людей, которые придут сюда в первую очередь. Мы надеемся, что наполнение, большую часть, по крайней мере, создадут сами посетители, молодые, активные жители Королева. Мы именно на них рассчитываем, именно их мы всячески привлекаем и зазываем бесплатным входом, волонтерскими картами, встречами с интересными людьми, командными играми и упражнениями именно для того, чтобы сделать вот это самое наполнение».

См. видео с 9:23 минуты.

 

Итак, мы с вами присутствуем в начале второго этапа комбинации, которую наблюдали уже не раз. Известный ученый Сергей Георгиевич Кара-Мурза еще 14 лет назад в книге «Манипуляция сознанием» описал эту технологию на массе примеров, от простых до сложных: захват аудитории и затем разрушительное воздействие. 

В данном случае на первом этапе реализовывалась концепция «антикафе», т.е. заведений, где в противовес стандартному набору с «выпивоном и закусоном» предлагался интеллектуальный (или иной, но все же выходящий за рамки употребления пищи) продукт. Сейчас, когда антикафе приобрели положительный образ и укоренились в сознании людей, наступает время второго этапа «анти», начальным проявлением которого служит «антибиблиотека». Если указанное начинание будет успешным, вполне можно ожидать появления «антимузеев», «антитеатров», «антишкол» и т.п. Разрушительный смысл новых «анти» состоит в том, что учреждение, ранее имевшее положительный образ, приобретет образ отрицательный от того, что начнется глумление над всем, что составляет смысл и ценность учреждения. Дальше следует неизбежное обрушение вниз, которое организатор прикрывает словом «деконструкция».

Это и есть карнавал! Все превращается в свой антипод!

Как происходит переворачивание с ног на голову? Очень просто. Библиотека научная? Показываются сумасшедшие ученые, занимающиеся «science art» или имитацией занятия наукой, когда научная лаборатория превращается в лабораторию карнавальную. Сюда приходят читать книги? Книги стоят на полках так высоко, что и со стремянки не достать. Активно используется подмена понятий: творческий процесс осмысления литературного произведения с целью развития подменяется креативным процессом ради «попадания в свет прожектора». Вместо стремления к знаниям – технологии личного успеха. И так далее.

Старшее поколение помнит, как мы проходили карнавализацию в первый раз. Она началась с анекдотов про коммунизм, а закончилась осквернением всего, что было для нас свято, и развалом Советского Союза.

Сейчас нам условно ненавязчиво предлагается второй раз пройти по этому пути. Пока что на московских улицах летают «беременные ангелы», а по библиотекам гуляют человекороботы с рогами, но, если «пипл схавает» их, а иные молча пройдут мимо, до беременной смерти, страшного символа карнавала, останется совсем немного.

Те, кто еще надеется на креативную сборку из мусора, оставшегося после деконструкции, пересмотрите представление, и вы увидите – собранные после слома часы не пошли.

Не отворачивайтесь, смотрите на ритуал! Это смертный приговор.

Наталья Севрюкова, РВС.