18 фев, 2016 в 0:01
Как сообщает m24.ru, преемник С.А. Капкова на посту главы московского департамента культуры А. В.Кибовский считает, что библиотекам было бы неплохо сдавать площади в аренду под кафе.
«Сейчас обсуждается возможность разрешить библиотекам предлагать площадь в аренду частным лицам. На данный момент платные услуги могут оказывать только сотрудники библиотеки, прибыль в этом случае получает учреждение. В случае с кафе деньги будет получать оператор, – пояснил Кибовский. – Но если сейчас выставить рыночную цену аренды, то бизнесу будет это невыгодно, так как ему предстоит много вложений на начальном этапе. Еще не сформировалась культура посещения, как за рубежом. Нужно время, чтобы москвичи «раскачались» и привыкли к тому, что можно прийти и выпить чашечку хорошего кофе, листая книгу Тургенева».
Давайте повнимательней присмотримся к предлагаемой возможности. Пока что возможности, а не обязанности для библиотек.
Реформа библиотек идет в русле «вообще реформ» в нашей стране. Здравоохранение, образование, наука, транспорт, социалка, пенсионное обеспечение, обеспечение детства и материнства и даже заповедники и заказники, все в срочном порядке необходимо реформировать и оптимизировать. И конечно же, в сторону сокращения расходов и коммерциализации. Этот курс стал всем уже до тошноты очевиден. Деньги-деньги-деньги. Все переводится в свой денежный НЕэквивалент, порой с бесчеловечной откровенностью. И уже всем понятно, что, когда все в жизни человека превращается в деньги, до добра такая трансформация не доводит, но почему-то реформаторов это совершенно не волнует.
Так и с библиотеками.
Начали, конечно, с модернизации и ребрендинга. Потом заголосили, что в библиотеки никто не ходит, а поэтому надо ввести новый критерий успешности библиотеки – количество посетителей и пр. А так же выкинуть старые не интересные книги (например, всем известна история библиотеки Твардовского) и закупить новые, прогрессивные, чтобы в руки приятно взять было, не то что там Кант какой-то тысяча девятьсот бородатого года издания, потрепанный весь. Фу, микробы!
Потом было сказано, что библиотекам надо привлекать посетителей буквально в духе «Чего изволите»?
Далее, конечно, начались попытки ликвидации существующих библиотек. Москва, понимаете, растет… ей нужны не книги в шаговой доступности, а магазины там всякие, платежные терминалы и пр.
Приведем несколько цитат интеллигентных людей на тему библиотек.
Архитектор Александр Свердлов:
«Библиотека отделяет себя от города – окна занавешены, на них решетки, на дверях тоже решетки – похожи на гараж или отделение милиции. Но самое страшное, что произошло в последнее время с библиотеками – это ремонт. Белый кафель, лампы дневного света, под которыми читать неудобно».
«Если представить себе, что библиотека – это чебуречная, то какой чебуречной была бы московская библиотека? Это была бы чебуречная без вывески, это была бы чебуречная с железной дверью, это была бы чебуречная, где нет свежих чебуреков, где чебуреки только 2010 года».
Капков Сергей Александрович:
«В библиотеках сейчас нет необходимости – есть интернет, есть электронные книги. Да и в магазине все сейчас можно купить – в одном только Доме книги на Новом Арбате на полках ежедневно стоят 210 тысяч книг».
Фетисов Максим Сергеевич директор МГБЦ:
«Мы изучаем зарубежный опыт, когда библиотеки зарабатывают на предоставлении своим читателям дополнительных, небазовых услуг, например, выполняя функции страховых агентов или туроператоров».
Начальник отдела реализации издательства «Центр¬полиграф» Юлия Назарова:
«Предоставление посетителям библиотек дополнительных услуг (будь то продажа кофе или возможность снять деньги с банковской карты) можно рассматривать как часть ребрендинга библиотек».
Мединский:
« …Рядом – кафе, причем в кафе работают сотрудники библиотеки. Посетители сидит в бесплатном интернете и тут же еще книжный магазин. Там работает тоже сотрудник библиотеки, который уже получает зарплату от государства, поэтому цена в магазине в среднем на 30% ниже».
Это все очень вкратце. Всего абсурда и дикой чуши, которой наговорили наши функционеры за два года, хватило бы на небольшой томик цитат и выражений. Уже не ясно даже, на кого рассчитаны все эти воззвания, краудсорсинги, в которых все заранее известно, самогипноз и мантры о прибылях и услугах.
Все, что Вы хотели бы узнать про историю реформирования, находится тут:
Право, обязанности и высокие смыслы
Кто разрушает систему библиотечного дела, или «Мы не хотим быть быдлом»
Как известно, экономика у нас рыночная, а государство – социальное. Заложенное здесь противоречие видно на примере библиотек, которые явно не вписываются в рынок.
Из таких закрывать пытались, в основном, районные библиотеки.
Схема проста: сначала их укрупняют, якобы для удобства и простоты управления. Далее в них меняют руководство на «актуальных менеджеров», которые чаще всего к библиотекам отношения не имеют. А затем отделы начинают сокращать, переводя все в одно здание и избавляясь от «лишних» книг. Сигналы о сокращениях участились за последний год. Пока работники библиотек разбираются, что же стоит за реформой, чиновники лихо продвигают проект, который условно можно назвать «Сэкономь на культуре, или Культура как бизнес».
Нам предлагают сочетать несочетаемое. Библиотека не может стать полноценным магазином или кафе, а магазин или кафе не может полноценно выполнять просветительскую функцию. А просвещение и воспитание, при всем желании, невозможно назвать услугой! Воспитание – это формирование человека, а не реагирование на предъявляемый запрос словами: «Чего изволите?».
Кроме того, многие библиотеки находятся в жилых домах, где нет места даже для приличного фонда, не говоря уже про кафе. То есть под кафе придется освобождать место, выбрасывая книги. Или как? А если место есть, то может все же заполнить его книгами?
Газета «Суть времени»:
«Так будут ли библиотеки по-прежнему решать культурно-просветительские задачи, используя как старые, так и новые возможности, или же они будут решать совсем другие задачи, предоставляя некие привлекательные услуги клиентам, имеющим отнюдь не просвещенное представление о привлекательности?»
Еще раз хочется подчеркнуть, в чем состоит концепция библиотеки изначальная и жизнеспособная:
«БИБЛИОТЕКА – это особым образом организованное собрание книг, журналов, видеозаписей и т. п. Хотя библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов, накапливались и документы новых форматов.
Функции. С самого начала своей истории библиотеки были предназначены для сбора, хранения, организации и поиска информации. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения – технические службы и читательские службы. Технические службы связаны главным образом с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции, как комплектование и развитие фонда, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечением доступа читателей к фондам хранения».
Нельзя назвать справочную деятельность и обеспечение доступа читателей к фондам хранения услугами. Это часть работы библиотеки как системы. Эта годами проверенная система давала отличные результаты. Она осуществляла образовательные, просветительские, воспитательные функции. Она обладала прекрасными традициями, передаваемыми из поколения в поколение в течение многих лет.
Библиотекари были учителями, друзьями, наставниками, людьми, которые открывают культурные и интеллектуальные горизонты. Вместо этого библиотекарям предлагают стать персоной «чего изволите».
Это унизительно и для библиотек, и для читателей.
Одна надежда, что можно будет прийти в «Ленинку», пресс-секретарь которой обещал не открывать кафе, и поработать над своим образованием без того, чтобы столкнуться с людьми, пришедшими попить кофе.