В наши дни стремительно нарастает отчуждение подрастающего поколения от родной и мировой культуры. При этом телевидение и интернет прививают ложные моральные установки, а также формируют у молодых людей так называемое «клиповое мышление» и делают невозможным решение ими сложных, нестандартных и многоуровневых задач.
В этих условиях особенно важно свернуть с траектории скольжения вниз и по возможности, вооружившись советским опытом, вернуть нашим детям будущее…
На днях мне попалась в руки «Учительская газета» за 1978 год, в которой была напечатана статья с анализом опыта внедрения в советских школах в конце 70-х годов экспериментальной методики киновоспитания с 4-го по 7-й класс. Статья очень интересная и, думаю, каждому интересно будет ознакомиться с ней.
Подросток приник к телевизору. Забыв об уроках. о книгах, о велосипеде, он увлеченно смотрит... Но что? Хорошо, если он видит на телеэкране фильм, созданный мастером, а если это заурядный детектив? Или очередная неудача режиссера, не сумевшего создать высокохудожественное произведение?
Все чаще современный школьник осмысленному и вдумчивому чтению книги предпочитает готовое теле- или кинозрелище. Надо ли говорить, что это рождает пассивность восприятия, всеядность, потребительское отношение к искусству.
Как бороться с этим? Как воспитать грамотного, взыскательного зрителя, знакомого с языком киноискусства, способного осмыслить увиденное на экране и правильно оценить? Какова в этом деле роль педагога? Чему можно порадоваться сегодня и над чем еще предстоит работать? Все эти вопросы были подняты на повестке дня в Алма-Ате, где состоялось пленарное заседание совета по кинообразованию при Союзе кинематографистов СССР.
В своем докладе председатель совета, доктор искусствоведения, профессор И. В. Вайсфельд очень точно охарактеризовал цели и задачи тех, кто берет себе в помощники искусство экрана: «Мы не стремимся воспитывать в стенах школы киноведов, мы готовим тонких, наблюдательных зрителей. Наша цель — воспитание гармонической. личности, активного, думающего, способного к анализу человека».
Ученые, педагоги, киноведы говорили о необходимости начинать киновоспитание с раннего детства. Действительно, еще В. А. Сухомлии-ский справедливо отмечал: «То, что упущено в детстве, никогда ие возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно сферы эстетического воспитания».
Такой точки зрения придерживаются и сотрудники лаборатории театра кино для детей НИИ художественного воспитания АПН СССР, ведущие большую экспериментальную работу в школах.
Выступивший на заседании В. М. Рудалев рассказал об итогах эксперимента в 1140-й московской школе, о методике киновоспитания с 4-го по 7-й класс. «Этот эксперимент, — заметил он, — дает нам основания для размышлений: а не начать ли такую работу еще раньше?».
Старший научный сотрудник лаборатории, кандидат искусствоведения Ю. Н. Усов говорил о том, что практика работы со старшеклассниками в свою очередь ставит вопрос о необходимости серьезно и длительно работать над формированием навыков восприятия. Факультатив по основам киноискусства способствует формированию образного ассоциативного мышления, необходимого для полноценного восприятия искусства, пробуждает самостоятельность и аналитичность мысли.
Не случайно на первых занятиях факультатива школьники в числе лучших фильмов называют такие, как «Генералы песчаных карьеров», «Есения», «Фантомас», «Золото Маккенны».
На дальнейших занятиях культура восприятия становится иной, и ситуация совершенно меняется. Факультатив по кино в школе позволяет педагогу целенаправленно использовать накопленные подростками знания, открывает им дверь в мир современных дискуссий по вопросам эстетики, философии, искусства.
О том, что сделано и над чем еще предстоит работать, говорили на заседании совета киновед О. Ф. Нечай (г. Минск), заведующая сектором кино Государственного института музыки и кинематографии Н. С. Горняцкая (г. Ленинград), старший научный редактор Главной редакции энциклопедий В. К. Кайиайзис (г. Рига), учитель Р. Я. Гузман (г. Москва). Успех дела, подчеркивали многие, зависит в конечном счете от личности учителя, от степени его подготовленности, увлеченности киноискусством.
Все выступающие неизменно обращались к этой важнейшей проблеме — воспитанию воспитателей, специальной подготовке преподавательских кадров. Пока что в этом плане очень многое держится на энтузиазме учителей, их заинтересованности.
Между тем интересный опыт, вполне реальные достижения есть уже в различных городах нашей страны — Кургане, Калинине, Армавире, Таганроге, Таллине.
Просвещенцы из Алма-Аты И. Б. Айманова, Е. Т. Коло- мыцина, Е. Т. Бреусова поделились опытом ведения факультативов в своем городе. Вот лишь несколько цифр: в 32 школах города действуют факультативы по основам киноискусства, которые посещают более 1100 старшеклассников. 200 — 250 учителей ежегодно обучаются обращению с киноаппаратурой. На сегодняшний день педагогов с правами кинодемонстратора в Алма- Ате насчитывается две тысячи.
В выступлениях отчетливо прозвучала мысль о том, что факультативные занятия по киноискусству, наряду с воспитанием эстетических идеалов, способствуют и решению общеобразовательных проблем. Так, например, взаимодействие кино с литературой помогает всестороннему развитию личности школьника.
Конкретным воплощением комплексного подхода к воспитанию могут явиться межпредметные связи литературы и факультатива по киноискусству, пути реализации которых рассмотрены в экспериментальной программе «Литература и кино» для старших классов, утвержденной Министерством просвещения СССР. Автор программы, аспирант лаборатории театра и кино для детей НИИ художественного воспитания Г. А. Поличко пояснил на заседании, что программа эта — результат практической работы в сельской школе в течение ряда лет.
Остается добавить, что в общеобразовательных школах Эстонии вот уже несколько лет в программу по литературе для 5—8-х классов введены элементы киноискусства.
О практике работы, а также о перспективах киновоспитания в республике говорила на заседании Л. К. Раудсепп, заместитель директора института усовершенствования учителей (г. Таллин), которая много лет успешно занимается проблемой кино в школе.
Выступления участников заседания в Алма-Ате — искренние, обстоятельные, заинтересованные — дают ясное представление о проблемах киновоспитания сегодня. Многогранны его формы в условиях школы: киноклуб,факультатив, любительская киностудия. И нет более внимательной, заинтересованной аудитории, чем школьники, для которых кино стало неотъемлемой частью духовной жизни.
Н. НОВИКОВА. г. Алма-Ата, Учительская газета, 6 мая 1978 года.
Статья действительно заслуживает внимания. Думаю, новому Министру образования не мешало бы воспользоваться опытом советской системы образования в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся.
Однако, как сказано в статье, очень многое зависит от «воспитания воспитателей», и как раз сейчас непонятно, какие нравственные и духовные коды может заложить «воспитатель», воспитанный «сказками» Солженицына или «Покаянием» Абуладзе…