Кино и школа – как это было в Советском союзе

В наши дни стремительно нарастает отчуждение подрастающего поколения от родной и мировой культуры. При этом телевидение и интернет прививают ложные моральные установки, а также формируют у молодых людей так называемое «клиповое мышление» и делают невозможным решение ими сложных, нестандартных и многоуровневых задач.

В этих условиях особенно важно свернуть с траектории скольжения вниз и по возможности, вооружившись советским опытом, вернуть нашим детям будущее…

На днях мне попалась в руки «Учительская газета» за 1978 год, в которой была напечатана статья с анализом опыта внедрения в советских школах в конце 70-х годов экспериментальной методики киновоспитания с 4-го по 7-й класс. Статья очень интересная и, думаю, каждому интересно будет ознакомиться с ней.

Подросток приник к те­левизору. Забыв об уро­ках. о книгах, о велоси­педе, он увлеченно смотрит... Но что? Хорошо, если он ви­дит на телеэкране фильм, созданный мастером, а если это заурядный детектив? Или очередная неудача режиссе­ра, не сумевшего создать вы­сокохудожественное произве­дение?

Все чаще современный школьник осмысленному и вдумчивому чтению книги предпочитает готовое теле- или кинозрелище. Надо ли говорить, что это рождает пассивность восприятия, все­ядность, потребительское от­ношение к искусству.

Как бо­роться с этим? Как воспи­тать грамотного, взыскатель­ного зрителя, знакомого с языком киноискусства, спо­собного осмыслить увиден­ное на экране и правильно оценить? Какова в этом деле роль педагога? Чему можно порадоваться сегодня и над чем еще предстоит работать? Все эти вопросы были подня­ты на повестке дня в Алма-Ате, где состоялось пленар­ное заседание совета по ки­нообразованию при Союзе кинематографистов СССР.

В своем докладе председа­тель совета, доктор искусст­воведения, профессор И. В. Вайсфельд очень точно оха­рактеризовал цели и задачи тех, кто берет себе в по­мощники искусство экрана: «Мы не стремимся воспиты­вать в стенах школы кинове­дов, мы готовим тонких, на­блюдательных зрителей. На­ша цель — воспитание гар­монической. личности, актив­ного, думающего, способного к анализу человека».

Ученые, педагоги, кинове­ды говорили о необходимости начинать киновоспитание с раннего детства. Действи­тельно, еще В. А. Сухомлии-ский справедливо отмечал: «То, что упущено в детстве, никогда ие возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касает­ся всех сфер духовной жизни ребенка и особенно сферы эстетического воспитания».

Такой точки зрения при­держиваются и сотрудники лаборатории театра кино для детей НИИ художест­венного воспитания АПН СССР, ведущие большую экс­периментальную работу в школах.

Выступивший на за­седании В. М. Рудалев рас­сказал об итогах эксперимен­та в 1140-й московской шко­ле, о методике киновоспитания с 4-го по 7-й класс. «Этот эксперимент, — заме­тил он, — дает нам основа­ния для размышлений: а не начать ли такую работу еще раньше?».

Старший научный сотруд­ник лаборатории, кандидат искусствоведения Ю. Н. Усов говорил о том, что практика работы со старшеклассника­ми в свою очередь ставит вопрос о необходимости серь­езно и длительно работать над формированием навыков восприятия. Факультатив по основам киноискусства спо­собствует формированию об­разного ассоциативного мыш­ления, необходимого для пол­ноценного восприятия ис­кусства, пробуждает само­стоятельность и аналитич­ность мысли.

Не случайно на первых занятиях факультати­ва школьники в числе луч­ших фильмов называют та­кие, как «Генералы песчаных карьеров», «Есения», «Фантомас», «Золото Маккенны».

На дальнейших занятиях культура восприятия стано­вится иной, и ситуация со­вершенно меняется. Факуль­татив по кино в школе позво­ляет педагогу целенаправ­ленно использовать накоп­ленные подростками знания, открывает им дверь в мир современных дискуссий по вопросам эстетики, филосо­фии, искусства.

О том, что сделано и над чем еще предстоит работать, говорили на заседании со­вета киновед О. Ф. Нечай (г. Минск), заведующая сек­тором кино Государственного института музыки и кинематографии Н. С. Горняцкая (г. Ленинград), старший на­учный редактор Главной ре­дакции энциклопедий В. К. Кайиайзис (г. Рига), учитель Р. Я. Гузман (г. Москва). Ус­пех дела, подчеркивали мно­гие, зависит в конечном сче­те от личности учителя, от степени его подготовленнос­ти, увлеченности киноискус­ством.

Все выступающие не­изменно обращались к этой важнейшей проблеме — вос­питанию воспитателей, специ­альной подготовке преподава­тельских кадров. Пока что в этом плане очень многое дер­жится на энтузиазме учите­лей, их заинтересованности.

Между тем интересный опыт, вполне реальные достижения есть уже в различных горо­дах нашей страны — Курга­не, Калинине, Армавире, Та­ганроге, Таллине.

Просвещенцы из Алма-Аты И. Б. Айманова, Е. Т. Коло- мыцина, Е. Т. Бреусова по­делились опытом ведения факультативов в своем горо­де. Вот         лишь несколько цифр: в 32 школах города действуют факультативы по основам киноискусства, кото­рые посещают более 1100 старшеклассников. 200 — 250 учителей ежегодно обу­чаются обращению с кино­аппаратурой. На сегодняш­ний день педагогов с правами кинодемонстратора в Алма- Ате насчитывается две тыся­чи.

В выступлениях отчетливо прозвучала мысль о том, что факультативные занятия по киноискусству, наряду с вос­питанием эстетических идеа­лов, способствуют и реше­нию общеобразовательных проблем. Так, например, взаимодействие кино с лите­ратурой помогает всесторон­нему развитию личности школьника.

Конкретным во­площением комплексного подхода к воспитанию могут явиться межпредметные свя­зи литературы и факультати­ва по киноискусству, пути реализации которых рас­смотрены в эксперименталь­ной программе «Литература и кино» для старших клас­сов, утвержденной Минис­терством просвещения СССР. Автор программы, аспирант лаборатории театра и кино для детей НИИ художествен­ного воспитания Г. А. Поличко пояснил на заседании, что программа эта — результат практической работы в сель­ской школе в течение ряда лет.

Остается добавить, что в общеобразовательных шко­лах Эстонии вот уже не­сколько лет в программу по литературе для 5—8-х клас­сов введены элементы кино­искусства.

О практике рабо­ты, а также о перспективах киновоспитания в республике говорила на заседании Л. К. Раудсепп, заместитель дирек­тора института усовершенст­вования учителей (г. Тал­лин), которая много лет ус­пешно занимается проблемой кино в школе.

Выступления участников заседания в Алма-Ате — ис­кренние, обстоятельные, за­интересованные — дают яс­ное представление о пробле­мах киновоспитания сегодня. Многогранны его формы в условиях школы: киноклуб,факультатив, любительская киностудия. И нет более вни­мательной, заинтересованной аудитории, чем школьники, для которых кино стало не­отъемлемой частью духов­ной жизни.

Н. НОВИКОВА. г. Алма-Ата, Учительская газета, 6 мая 1978 года.

Статья действительно заслуживает внимания. Думаю, новому Министру образования не мешало бы воспользоваться опытом советской системы образования в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся.

Однако, как сказано в статье, очень многое зависит от «воспитания воспитателей», и как раз сейчас непонятно, какие нравственные и духовные коды может заложить «воспитатель», воспитанный «сказками» Солженицына или «Покаянием» Абуладзе…

Кирилл Борисов, РРВС