Комментарий к ПФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»»
(о легализации «детских боксов»)
Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", проект которого под № 964592-6 внесён на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации 25 декабря 2015 года, в случае его принятия, будет способствовать нарушению Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов.
1. В пояснительной записке к законопроекту заявлено о «защите прав детей», однако, не приведено норм, подтверждающих эту декларацию. Так, из Статьи 1 законопроекта следует, что «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, могут создавать безопасные для жизни и здоровья ребёнка специализированные места для анонимного оставления ребёнка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста шести месяцев».
В законопроекте указаны требования к «специализированным местам»: они должны быть безопасными для жизни и здоровья детей. Между тем, не прописан механизм оставления детей в указанных «местах». Само по себе условие «анонимности» не означает, что передача ребёнка в организацию должна происходить тайно, в условиях, исключающих идентификацию личности. Оно лишь свидетельствует о том, что гражданин вправе не предъявлять документов, удостоверяющих его личность. В таком случае предлагаемая норма является избыточной, поскольку действующим законодательством не запрещено оставление ребёнка после родов в медицинском учреждении женщиной, не предъявившей документов. Регламентирована процедура оформления передачи ребёнка в лечебное учреждение, а также – порядок государственной регистрации такого ребёнка в органах ЗАГСа.
Законодательное закрепление возможности анонимного отказа от ребёнка, не являющегося новорожденным, по российскому законодательству обязанного быть зарегистрированным родителями в течение первого месяца жизни, может повлечь непредсказуемые последствия для детей, хаос и неразбериху в работе органов записи актов гражданского состояния, органов МВД и других.
2. Как следует из Пояснительной записки, цель предлагаемых новелл – спасение детей от инфантицида, а также предоставление «иного инструмента защиты жизни и здоровья детей».
Между тем, законопроектом предлагается ввести дискриминационные нормы по возрастному цензу. Непонятна логика разработчиков законопроекта. Если речь идёт о профилактике инфантицида, то российское законодательство ограничило возраст потерпевшего одним месяцем жизни. Если речь идёт о «спасении» детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении, то тем более непонятно ограничение возрастом в шесть месяцев. Получается, что более старших детей «спасать и защищать» не нужно.
Между тем, в Статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", в которую предлагается внести дополнение, определено, что «ребёнок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);».
3. Указанное в законопроекте ограничение по возрасту не только ничем не обосновано, но оно по сути своей абсурдно. Предполагается, что в «специализированных местах» должны будут оставлять детей до шести месяцев. Однако, в законопроекте не предлагается подбрасывающему как-либо подтвердить возраст ребёнка. Законы субъектов РФ в данном случае также не облегчат работу правоприменителей. В отсутствии фейс-контроля и в условиях свободного доступа к «месту», дети будут помещаться туда без документов, не смотря на более старший возраст. Если поступит ребёнок постарше, то, видимо, будет «неучтённым бонусом», поскольку механизм «отказа» организации от такого ребёнка в законопроекте не прописан. В законопроекте не указано, должны ли приниматься какие-либо санкции к лицам, оставившим в «специализированном месте» ребёнка старше шести месяцев, что будет происходить с ребёнком при установлении истинного возраста. Детей невозможно будет вернуть подбрасывателям, поскольку процедура задумана, как «анонимная», а, следовательно, безопасная для преступников, что вытекает из контекста Пояснительной записки. Возникает лазейка для криминальных схем: можно будет оправдаться перед контролирующими органами, что в организацию поступали дети только до полугода, старших детей «не подкладывали», и в отсутствие регистрации детей старше полугода информацию эту будет трудно проверить.
4. При соблюдении условий «безопасности» для подбрасывающего (отсутствие видеонаблюдения над «окном жизни», безлюдное место, не просматриваемое охраной здания и т.п.), совершившего преступление, например, похищение ребёнка, невозможно будет установить преступника, или же работа по его поимке будет затруднена в связи с предлагаемыми мерами предосторожности для сокрытия личностей подкидывателей. Следовательно, они будут уходить от ответственности, а устроители «детских боксов» будут им в этом помогать.
При имеющихся правовых «дырах» в законодательстве, таких, как ст. 14 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об актах гражданского состояния", позволяющих регистрировать рождение ребёнка по свидетельским показаниям «очевидца» родов, хищение неучтёных детей и их легализация в чужих семьях будет упрощена.
5. Статья 2 законопроекта № 964592-6 предусматривает изменения в Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об актах гражданского состояния», благодаря которым любой подкинутый в «специализированное место» для «ненужных» детей младенец, даже похищенный у своих родителей, окажется безродным в течение 7 дней, после чего с успехом может быть усыновлён в течение одного месяца с переменой имени, фамилии, а так же даты и места рождения, записи в свидетельстве о рождении усыновителей в качестве кровных родителей. После чего искать ребёнка на просторах Российской Федерации будет бесполезно.
6. На подачу заявления о регистрации обычного ребёнка даётся месяц (п.6 ст.16 этого закона). Для найденных (подкинутых) детей статьёй 19 ФЗ № 143-ФЗ установлен усечённый срок – 7 дней со дня обнаружения. В число таких детей предлагается включить и детей, оставленных (в нарушение установленного ст. 19.1 порядка) в медицинской организации, имеющей специально оборудованное место для анонимного оставления ребёнка после его рождения. Порядок для регистрации детей, оставленных в иных организациях, имеющих «специализированные места», не прописан.
В законопроекте не указано, каким образом можно будет идентифицировать уже прошедшего государственную регистрацию ребёнка и в каком порядке его можно будет перерегистрировать. Кто будет отвечать за достоверность статистических данных.
7. Составление акта об оставлении ребёнка в медицинской или иной организации в данном случае федеральным законом не предусматривается.
8. Поскольку у найденных, подкинутых детей, и детей, оставленных в «детских боксах», предполагается разный статус (родителей первых двух категорий обязаны разыскивать органы полиции и, в зависимости от степени вины, привлекать к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ), сотрудники медицинских и других организаций не обязаны будут извещать органы внутренних дел об оставленном в ящике для детей младенце для соблюдения принципа «безопасности» подкидывающего.
Согласно абзацу второму, пункта 1 ст. 19, «Лицо, нашедшее ребёнка, обязано заявить об этом в течение сорока восьми часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребёнка».
Однако, во-первых, работники медицинских и других организаций будут являться не «лицами, нашедшими ребёнка», а лицами, принявшими оставленного ребёнка в специально приспособленном месте. Во-вторых, если федеральный закон разрешит кому бы то ни было оставлять детей в специально приспособленных для этого местах, родители не должны будут нести уголовную ответственность за избавление от ребёнка путём помещения его в ящик для «ненужных» детей, а, следовательно, и не будет необходимости у медицинских и других организаций сообщать об оставленном младенце в органы полиции. Государство не может провоцировать граждан на совершение преступления, следовательно, оставление ребёнка в «специализированном месте» не может считаться преступлением, хотя на деле – это будет беспрецедентная провокация со стороны устроителей «детских боксов».
9. Облегчая участь преступников (имеются ввиду и виновные родители, в том числе), разработчики дополняют перечень документов, необходимых для регистрации рождения ребёнка, указанных в абзаце втором пункта 2 ст. 19 ФЗ № 143, документом «об обнаружении ребёнка», выданным «медицинской организацией, имеющей специально оборудованное место для анонимного оставления ребёнка после его рождения».
Следовательно, при принятии предлагаемых изменений в ФЗ № 143-ФЗ, оставленного в «детском боксе» при медицинской организации ребёнка можно будет зарегистрировать в органах ЗАГСа по заявлению этой медицинской организации с приложением документа об обнаружении ребёнка, и документа, подтверждающего пол и возраст ребёнка, выданных той же организацией. При этом, согласно пункту 3 статьи 19: «Сведения о фамилии, об имени и отчестве найденного (подкинутого) ребёнка вносятся в запись акта о его рождении по указанию органа или организации, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Сведения о родителях найденного (подкинутого) ребёнка в запись акта о его рождении не вносятся.».
Поскольку медицинская организация, имеющая специально оборудованное место для анонимного оставления ребёнка после его рождения, на основании своих же документов вправе зарегистрировать ребёнка в органах ЗАГСа, а сама процедура регистрации не предусматривает какой-либо идентификации ребёнка в органах ЗАГСа, возможны различные коррупциогенные схемы между работниками медицинских организаций и отделов ЗАГС по регистрации ребёнка, например, не на вымышленных «родителей», а на вполне конкретных усыновителей в обход законом установленного судебного порядка усыновления. Таким образом преступники смогут сэкономить время, предназначенное для сбора документов и прохождения судебной процедуры, а также обойдут риски, поскольку суд может и отказать в усыновлении.
10. Механизм регистрации детей в органах ЗАГСа прописан, хотя и невнятно, только для детей до шести месяцев, оставленных в медицинской организации, имеющей специализированное место для анонимного оставления ребёнка после его рождения». Между тем, Статья 1 законопроекта не ограничивает перечень организаций, имеющих право устанавливать «детские боксы» только медицинскими организациями. Следовательно, другие организации не будут обязаны регистрировать детей в течение семи дней. След таких детей может навсегда потеряться.
11. Кроме того, благодаря анонимности и не обязательности проведения проверок органами полиции, могут найтись желающие предоставлять в ЗАГС фиктивные документы на несуществующих младенцев для получения подушевого финансирования на их содержание в медицинских организациях (домах малютки), различных НКО до «их» четырёхлетнего возраста. При желании таких «детей» смогут передавать «под опеку», получать «на них» материнский капитал, использовать другие мошеннических схемы, отработанные в стране и мире за прошедшие годы.
12. И при отсутствии криминальных схем участь родителей, лишившихся ребёнка не по своей воле, будет тяжела, поскольку в данной законодательной конструкции присутствует презумпция «невиновности родителя», которого никто не будет привлекать к уголовной ответственности, а, следовательно, из цепочки исключаются правоохранительные органы, своевременная информация в которые из медицинских и других организаций могла бы помочь потерпевшим родителям разыскать своего похищенного ребёнка до передачи его на усыновление.
13. Согласно ст. 130 Семейного кодекса РФ, «не требуется согласие родителей ребёнка на его усыновление, если они неизвестны». При хищении младенца и помещении его в «детский бокс» в другом регионе страны, ни родители, ни правоохранители в случае организации «детских боксов» в шаговой доступности по всей Российской Федерации, физически не смогут проверить каждую организацию за короткие сроки, в связи с чем в семидневный срок ребёнок получит новое свидетельство о рождении, а для органов опеки и суда родные родители окажутся неизвестными, что не помешает суду вынести решение об усыновлении их ребёнка и в соответствии с частью 2 ст. 134 СК РФ по просьбе усыновителя изменить ему имя и фамилию, а так же – дату и место рождения (ст. 135 СК РФ). Кроме того, «По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновлённого ими ребёнка» (ст. 136 СК РФ).
14. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребёнка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомлённые об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребёнка» (ст. 139 СК РФ), и за разглашение тайны усыновления ребёнка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
15. При такой круговой поруке и при таких предлагаемых поправках к федеральным законам под угрозой похищения будет находиться каждый новорожденный (и не только) младенец. Получается, что «самый эффективный» способ «профилактики преступлений, совершённых женщиной в отношении новорожденного ребёнка» может создать условия для реализации более изощрённых преступных схем бизнеса на детях.
При перечисленных возможных рисках аргументация в Пояснительной записке к законопроекту в пользу установки «детских боксов» «наряду с иными мерами поддержки, укрепления и защиты семьи как фундаментальной основы российского общества…» выглядит откровенной издёвкой.
16. Помещение детей родителями в «детские боксы» нельзя расценивать, как благо для ребёнка, поскольку речь идёт не о его спасении, а о разлучении его с матерью, спровоцированной лёгким решением своих проблем, способной пойти на отчаянный шаг под влиянием трудного момента. Считать подобное «защитой прав детей» аморально для такого государства, как Российская Федерация, названная в статье 7 Конституции РФ социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Людмила Виноградова, юрист - эксперт РВС, член Общественной Палаты РФ, судья в почетной отставке.