Космическая викторина для детей Донбасса. Детские ответы на взрослые вопросы

8 сентября, в День празднования годовщины освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, активисты РВС снова посетили школьников города Красный Луч в ЛНР.

В школе со счастливым номером 13 в тяжелый военный период 2014-го, когда непрерывно стреляли, собирался весь поселок, чтобы спрятаться в большом бомбоубежище. Жили одной семьей, и школа стала надежным укрытием от пожара войны. И мы не раз оказывали гуманитарную помощь этой школе в рамках акции «Дети России – детям Донбасса».


В начале прошлого учебного года мы вместе высадили аллею в память о погибших от украинского неофашизма детях Донбасса. Накануне Дня Победы встретились снова – пели песни, читали стихи и фронтовые письма – и делалось все это как-то по-особому прочувствованно. 
Ведь все они, ученики и учителя, вспоминая время, когда на гуманитарке буквально выживали, до сих пор остро переживают произошедшее. Люди, оставшиеся на своей родной донбасской земле, настоящие патриоты, защитники всего нашего Отечества, свобода которого остается под угрозой.

На этот раз мы снова приехали в гостеприимную тринадцатую школу, чтобы провести для детей праздничную викторину в ознаменование начала нового учебного года. 


Ребенку необходим импульс движения вперед, яркий старт для уверенного шага по дороге знаний. Это то, чего так не хватает сегодня нашим детям в эпоху, когда ведутся войны информационные, психологические, главной целью которых является лишение подлинной жизни, радости развития и созидания.

Счастье. Что это такое для детей? Сами дети лучше бы ответили на этот вопрос, если бы не постоянное навязывание им через СМИ ложных потребительских ценностей.

Кто, если не мы сами, сегодня способен в этой войне защитить наших детей от непрерывных атак на их хрупкую психику и сознание?

В соответствии с целью задать детям высокий старт, викторина была посвящена теме космоса, а именно солнечной системе. В прошлом году мы проводили космический урок для школьников, поэтому дети уже имели часть необходимых знаний.

Мероприятие началось со вступительного слова о том, что Человек является частью огромного мира. С первых мгновений своей жизни человек учится познавать этот мир, себя в нем. Первый вдох, крик, ощущение себя – так начинают закладываться основы личности. Поэтому познание в жизни человека играет ведущую роль, а сама жизнь дает каждому из нас свои уроки.

С древних времен люди пристально смотрели на небо, стараясь проникнуть в глубь бездонного космоса, познавая и учась предугадывать события в далеких космических пространствах, которые влияют на нашу жизнь на Земле. Если проследить тот исторический путь, который прошло человечество от простого наблюдения неба к исследованию космоса при помощи современной техники, то мы поймём, как сильно люди продвинулись в знаниях о мире.



Вся история человечества, и в особенности события последних десятилетий показывают, что наш мир еще более хрупкий, чем мы думаем. Просыпающийся вулкан Йеллоустоун и поврежденный Гольфстрим грозят человечеству ядерной зимой, тающие ледники в Антарктиде — опасными переменами в климате Земли, не решены проблемы истощения природных ресурсов и перенаселения — а мы упорно продолжаем жаться к своей «колыбели». Отказ сегодняшнего человечества от освоения новых планет может сыграть с нами злую шутку. 

Может, уже пора серьезно об этом задуматься?

На такие взрослые вопросы предстояло ребятам если не ответить, то хотя бы поразмыслить об этих глобальных проблемах человечества в ходе нашего соревнования. И задача мероприятия как раз и состояла в том, чтобы пробудить в детях больший интерес к знаниям о космосе вопреки всему, что в какой-то мере ограничивает кругозор детей в шахтерском городке. Можно ли работать в шахте и мечтать о космосе? – Нужно!




В викторине участвовали школьники 5 - 9 классов, собралось две разновозрастных команды по 5 человек. После представления команд викторина началась: в качестве вступительного вопроса мы показали минифильм о запуске первого человека в открытый космос. После просмотра видео все, включая зрителей и команды поддержки хором ответили на вопрос: «Что показано в этом фильме?»

Оживленно совещались и члены команд, и общая команда зрительской поддержки. Было невозможно заставить детей соблюдать режим тишины, ведь всем было чрезвычайно интересно испытать себя.




После каждого вопроса и минуты на обдумывание капитаны выходили и озвучивали свои ответы, а судьи учитывали результат. Далее результат оглашался, и зрители радостными аплодисментами поддерживали команды.

Сколько известно естественных спутников у Марса?
Какая планета не имеет атмосферы?
Сколько объектов Солнечной системы сегодня классифицируются как карликовые планеты?

Вот те вопросы, на которые дети давали уверенные ответы. Важной особенностью этого мероприятия стало то, что дети к нему тщательно готовились и активно проявляли себя в течение всей викторины. В организации были задействованы ребята из команды школьных волонтеров. Эта работа стала для них новым бесценным опытом.




Викторина – это напряженный интеллектуальный труд. Игра шла на время, участники волновались, поэтому им требовался отдых. Во время перерыва для команд в игру включились зрители. Они отвечали на занимательные вопросы. За правильные ответы дети получали красные ленточки. Активные малыши из команды поддержки хором ответили на вопрос о том, какие животные первыми полетели в космос. Хоровых ответов было много, поэтому победителей викторины для зрителей было довольно трудно определить.

Второй тур викторины отличался еще более сложными открытыми вопросами, ответ на которые командам предлагалось обосновать.

Уберите лишнее из ряда: Нептун, Земля, Венера, Церера, Сатурн
Детям необходимо было указать, что Церера – карликовая планета, в то время как остальные: Нептун, Земля, Венера, Сатурн – просто планеты.


Двадцать вопросов викторины были позади, присутствующие с нетерпением ожидали объявления победителей и церемонии награждения команд. Дети снова вышли под марш космонавтов, произнесли свой девиз и представились. Результаты не заставили себя долго ждать. Команда «Непобедимые» выиграла у команды «Астрономы» с небольшим разрывом в два балла. Все участники были награждены призами — энциклопедиями о космосе. Также мы вручили ребятам долгожданный подарок – футболки для волонтерской команды школьников с символикой «Помним и действуем».




После окончания мероприятия мы пообщались с детьми, чтобы узнать об их впечатлениях о конкурсе.

Пятиклассница Аня из команды «Астрономы» убежденно заявила, что главное не победа, а участие: «Мы больше узнали, и это главная ценность».

Ученица 7 класса из команды «Непобедимые» поблагодарила всех организаторов от РВС:
«Спасибо вам, что устраиваете для нас такие мероприятия. Теперь мы стали больше знать и понимать устройство мира вокруг нас, захотели еще больше узнать о космосе. Большое спасибо за подарки и то добро, которое вы для нас делаете. Мы тоже будем стараться вам во всем помогать».



Оля из восьмого класса сказала, что освоение космических пространств и планет необходимо и не стоит бояться трудностей: «Мало просто рассуждать об этом, а нужно делать: становиться учеными, строить космические корабли, ракеты и высаживаться на Марс!»

Катя из шестого класса хотела бы исследовать космическую пыль. Известно, что  американцы провели подобные опыты, но хочется, чтобы это были уже наши достижения и на новом уровне.




Ребята также вспомнили наших легендарных космонавтов, конструкторов и исследователей – Циолковского, Королева, Титова, Терешкову – и выразили готовность бороздить космические пространства, делать открытия, связанные с освоением новых планет.

Своего рода открытием стала эта викторина и для нас самих. Поразило то, как преображаются лица детей вместе с оживающей мечтой о космосе в их сердцах. Кто не мечтал в детстве полететь в космос? Они мечтают и сейчас – дети, живущие в условиях непрекращающейся войны. В то самое время, когда Циолковский указывал нам путь к освоению новых и новых планет для жизни людей, человечество вовлечено в бойню за ресурсы Земли.

Моя маленькая племянница, ей семь лет, однажды спросила меня: «А что, когда через тысячи лет солнце превратится в красного гиганта и поглотит планету Земля, дети больше не родятся?»

Самые сложные и взрослые вопросы задают, как правило, именно дети. И мы обязаны давать на них конкретные практические ответы.

Наши дети должны вырасти теми, кто пронесет мечту о космосе через всю свою жизнь, будет открывать новые планеты и строить космические корабли. Они – то будущее, в которое нужно вкладывать духовные и физические силы. Будущее, которое способно принести спасение и счастье всему человечеству.