Ольга Слета. В первый класс. 1969
В Нижнем Новгороде вторую неделю продолжается серия одиночных пикетов против внедрения в российских школах цифровой образовательной среды (ЦОС). Каждый день с 11 мая, прерываясь только на воскресенья, обеспокоенные родители выходят на центральную площадь города имени Минина и Пожарского.
Что заставляет родителей выходить на улицы, что их беспокоит в цифровизации учебного процесса, откуда вновь появился дистант при отсутствии признаков эпидемии коронавируса в Нижегородской области, выяснил корреспондент ИА Красная Весна.
Общественница Ирина, вышедшая на площадь 21 мая, рассказала, как два года назад в лицее № 38 проходило районное родительское собрание в связи с фактами суицида школьников. По ее словам, выступающие на собрании активно призывали родителей больше обращать внимание на увлечения своих детей, и тщательно следить, чтобы те «как можно меньше времени проводили за компьютером, интернетом, в соцсетях».
Пикет против ЦОС 21 мая в Нижнем Новгороде
Изображение: Фёдор Дорофеев © ИА Красная Весна
В настоящее время, по мнению Ирины, ситуация развернулась на 180 градусов, и теперь уже школа вместе с преподавателями настаивают на том, чтобы дети больше времени проводили в гаджетах.
«Учителя дают задания на различных платформах через электронный дневник, общение с детьми все больше уходит в соцсети: вайбер, вацап, ВКонтакте, дневник ру. Дневник.ру вообще должен быть родительским. Ребенок пусть записывает все в бумажный дневник, тем самым, приучаясь к ответственности и аккуратности. Раньше даже оценка была за ведение дневника», — отметила пикетчица.
По словам Ирины, последние события в Казани ещё раз показали реальную опасность компьютерной зависимости и соцсетей, «когда компьютер заменил живое общение в формировании молодого поколения».
Ирина заявила, что для нее, как для матери, внедрение цифровизации в российских школах неприемлемо — удручающие результаты ЦОС и дистанта она видит своими глазами.
«Пошел второй год данного эксперимента. Уровень школьного образования за последние 20 лет и так упал ниже некуда. Пользоваться услугами репетиторов стало нормой. Считаю, что ЦОС закопает остатки образования и сровняет с землей», — резюмировала родитель.
Действительно, многие родители отмечали, что с прошлого года траты на репетиторов стали составлять весомую часть семейного бюджета, иначе, уверены они, шанс продолжить учебу в выбранном вузе резко падает — ученики не усваивают знания, полученные через электронные устройства.
По словам другой пикетирующей — мамы пятиклассницы — Натальи, подключившейся к протесту 22 мая, кроме учебы учителя активно и настойчиво агитируют детей принимать участие в многочисленных онлайн конкурсах, опросах и олимпиадах.
Пикет против ЦОС 22 мая в Нижнем Новгороде
Изображение: Фёдор Дорофеев © ИА Красная Весна
«Только по английскому языку у учеников 5-го класса с октября 2020 года прошло 5 олимпиад. Из школьной жизни исключаются живые соревнования, конкурсы, выступления. Дети не видят живого соревновательного процесса. Получается, что они сейчас соревнуются только с экраном. А это пагубно влияет на здоровье», — указала она.
При этом администрации школ и учителя не обсуждают с родителями факта внедрения цифровой школы, не доводят до них информацию о происходящих изменениях по экспериментам с образованием, просто ставят перед фактом, не предлагая никакой альтернативы.
«Мнение родителей не учитывают, нас не хотят слышать. Но мы же видим, что от навязывания цифровизации образование страдает. Из нашей жизни никуда не исчезли внедренные в пору дистанта различные электронные площадки, такие как ЯКласс, Учи.ру», — отметила Наталья.
Пикет в Нижнем Новгороде против ЦОС
Изображение: Фёдор Дорофеев © ИА Красная Весна
Наталья отметила, что чиновники не жалеют денег на цифровизацию, но не готовы вкладывать средства в профессию учителя.
«Молодые учителя неохотно идут в профессию, а опытные специалисты через силу стараются доработать до пенсии. Чиновники не хотят решать проблему кадров, а решают эту проблему заменой учителя на платформу или робота, подменяя живое образование на электронно-цифровой суррогат», — заметила она.
Так, Наталья напомнила, 18 мая пресс-служба компания «Промобот» сообщила, что в ямало-ненецкой гимназии несколько дисциплин начнет преподавать робот-учитель. Также робот сможет выступать «живым» лабораторным стендом.
Эту ситуацию 20 мая в передаче «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1» прокомментировал политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян.
Аналитик пояснил, что прекрасно понимает почему надо изучать роботов, копаться в их устройстве или играть с ними, но «все прекрасно понимают, что преподавательские процессы» являются живым контактом между преподавателем, и аудиторией, а роботы никогда не научат нравственности, воспитанию, любви и всему тому, что передается «от сердца к сердцу» параллельно со знаниями.
Наталья рассказала, что якобы входящих в Стелленбосский университет в городе Стелленбос в Западно-Капской провинции ЮАР встречает надпись, которая гласит, что для уничтожения любой нации достаточно снизить качество образования. Тогда пациенты будут умирать от рук недоученных врачей, здания будут разрушаться от рук плохо образованных инженеров. Такая катастрофа ожидает все отрасли экономики.
«А заканчивается текст словами: „Крах образования — это крах нации“. Я полностью разделяю это мнение и бы советовала власть имущим помнить об этом», — подчеркнула она.
Тему бумажных дневников поддержал родитель Андрей, который специально приехал в областной центр для участия в пикете 24 мая из Богородского района.
Пикет против ЦОС 24 мая в Нижнем Новгороде
Изображение: Фёдор Дорофеев © ИА Красная Весна
«Я вышел на пикет, потому что все начинается с малого. Отобрали бумажные дневники. Казалось бы ерунда. Но нет — дневник важный инструмент общения детей, родителей и учителей. Он дисциплинирует и является документом. Поэтому я призываю: верните дневники», — подчеркнул он.
Мужчина пояснил, что районная школа, где учатся его дети — в эксперимент ЦОС не входит, но учителя планомерно ведут дело к тому чтобы ученики сидели за планшетами и компьютерами.
«Мой сын единственный, кто по заявлению родителей учится по бумажным носителям. Но ему распечатывают не 15 вопросов как всем, а 25, например, — удивился активист. — Ничего, мы держимся».
Андрей пояснил, что он отец двоих детей, а его супруга — учитель, поэтому падение уровня преподавания — часто обсуждаемая дома тема.
«С чувством горечи говорю о том, что работу учителя намеренно сводят к заполнению многочисленных отчетов и формальностям. Только в активной позиции родителей я вижу спасение русской школы», — заявил он.
Больше всего в ситуации с внедрением ЦОС члена «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) Екатерину, вышедшую на пикет 25 мая, удивляет, что катализатором разрушения классического образования является созданное в мае 2018 года министерство просвещения.
«Термин просвещение подразумевает передачу накопленных человечеством знаний, однако под руководством главы ведомства Сергея Кравцова превращается в институт производства невежд. Да, министр не устает повторять, что традиционное образование не будет заменено на цифровое, но при этом настойчиво пропагандирует преимущество индивидуальной траектории обучения перед общей базой знаний, навыки и компетенции вместо полного базового кругозора», — указала активистка.
Член РВС уверена, что учитель не сможет 45 минут заниматься с каждым учеником по специальной индивидуальной программе — значит новой системе образования учитель не нужен.
Пикет против ЦОС 25 мая в Нижнем Новгороде
Изображение: Фёдор Дорофеев © ИА Красная Весна
«Навыкам и компетенциям, или запрограммированному набору действий, сможет „научить“ специальная программа, электронный тьютор. Значит, нас ведут к полному слому традиционной системы образования, а это в условиях давления извне, станет катастрофой для страны», — отметила она.
Также в последние дни учебного года родители были удивлены неожиданным объявлением о переводе школьников, которые не принимают участие в сдаче ОГЭ, на дистант. Именно в этом учебном году детей и их родителей поставили перед фактом — многие учителя будут задействованы в приемке ОЭГ и проводить уроки очно нет никакой возможности.
Руководство других школ обозначило причину перехода на удаленку необходимостью соблюдения тишины в школе, которую при очном обучении остальных учеников создать невозможно. Многие родители получили в родительские чаты сообщения о том, что можно написать заявление с просьбой не посещать ребенку школу в эти дни и оно будет удовлетворено.
Родители уверены — в новом учебном году перечень поводов отправлять учеников на онлайн-обучение только расширится.
По сведениям ИА Красная Весна, пикеты против ЦОС в Нижнем Новгороде продолжатся до конца учебного года.
Федор Дорофеев