Круглый стол ОП РФ «Что такое хорошая школа?» 2. Вступление.

23 октября 2015 года в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Что такое хорошая школа?», первые впечатления представлены тут.

 

Здесь же хочу разобрать то, ради чего был собран этот круглый стол, как, зачем и почему.

 

Цель круглого стола – продвижение и поддержка  реформирования системы образования.

 

Что такое реформа? Реформа – перестройка, переформатирование, передел, пересоздание новой системы. Для того чтобы выстроить новую систему образования, надо понять, в чем суть образования, в чем цель процесса получения образования, что стоит на самой верхушке, к которой надо двигаться. Нужно определить цель и выстроить систему для ее достижения.

 

Новую систему образования создают конкретные люди, их много, они разные, они двигаются к той цели, которая нужна им. Двигаются уже давно, систематично, последовательно, отстаивают по дороге свою цель, воюют с оппонентами, используют все средства для продвижения своих идей.

 

Конечно, я представила очень упрощенную схему, намётку. Все мы понимаем, что есть отдельные подсистемы, разные люди, разные течения, веяния, влияния – жизнь кипит и она значительно сложнее. Но в данной конкретной заметке я не излагаю внутренние процессы системы, я хочу на конкретном примере разобрать, как двигаются современные реформаторы к достижению своих целей.

 

Реформаторы – это люди, а не абстрактные образы. Люди со своими системами ценностей, своими представлениями о жизни и со своими желаниями, целями и способностями. Давайте познакомимся с ними в данной заметке.

 

Что их объединяет? Общая цель и общая работа на достижение этой цели.

 

Какая цель, спросите вы? Представьте себе 60-е годы 20-го века. Это тревожное, внутренне мечущееся время. Молодежь – это дети, рожденные в первые годы после Великой Отечественной Войны. Родители сделали свое дело, выложились и хотят только того, чтобы их дети никогда не познали таких трудностей. И дети растут и взрослеют без трудностей, легко, хорошо. Вроде создано все, можно развиваться, делать, творить, стремиться.

 

Правда,  во время «оттепели» как-то размяк костяк, основа внутри общества. Проглянули, подмигнули, поманили, проблеснули «западные комфортности». В тайные щелки железной стены стало видно, как живут те, спрятанные, запретные. Живут не ради других, живут ради себя, во имя себя, только для себя, молясь на себя и боготворя себя. Живут удобно, легко, красиво, тепло, сытно, раскрепощенно, без проблем, без комплексов, без скреп и рамок, без норм, без условностей. И сразу неважными, сразу «придуманными агитками» стали цели тех, кто рядом. Цели родителей, цели страны.

 

Жить для других, жить для цели – трудно, сложно. Себя любимого надо искренне любить меньше, чем этих… окружающих. А зачем? Почему? Ведь так хочется есть не только досыта, но и изысканно и индивидуально, «по-разному». И спать хочется так, чтобы перинкой наслаждаться или матрасом ортопедическим. И ездить хочется не для того, чтобы доехать, а для того, чтобы все увидели, на какой собственной машине ты едешь. И любить хочется не так, как в «этом» кино. Возжелать хочется, насытиться хочется, все, что есть, попробовать, все урвать, все границы смести, все рамки откинуть и таким непохожим на других стать, чтобы все поклонялись.

 

Выше всех их стать, другим, отличным! Не таким! Но надо, чтобы это было легко, удобно, комфортно, дорога должна быть покрыта красной дорожкой и усыпана лепестками роз. И будет тогда нам комфортное счастье, удобное, легкое, индивидуальное.

 

И врут все эти книги, врут отцы и бабушки, врут фильмы и плакаты. Ничего не будет плохого с нами, ведь те, комфортно живущие в пряничных домиках – живут! Хорошо живут, и мы так хотим.

 

Уехать из СССР у всех не было возможности, да и не хочется как-то. А раз нельзя примкнуть к желаемому, надо создать этот «беззаботный мир комфорта» для себя там, где живешь.

 

Но на пути в  полное погружение удовлетворения простейших, низших, животных желаний, упакованных в гламурную обертку, стоит система общечеловеческих ценностей, мораль, нравственность, гуманизм. И именно их нужно убрать, снести этих защитников человеческого. Но одна незадача, как только начинаешь воевать в открытую, они побеждают. Значит, нужно просто обесценить, опошлить, оклеветать все нормы, принципы, исковеркать мораль и ввести другую цель, к которой надо стремиться.

 

Удовлетворение личных желаний, потребностей индивидуума – вот цель.

 

А что такое система образования? Обучение? Воспитание? Если сказать совсем просто? Образование детей – это процесс научения более знающими (взрослыми, опытными, имеющими специальные знания) незнающих тому, как ПРАВИЛЬНО жить. А вот  понятие ПРАВИЛЬНО основывается уже на том, какая цель должна быть достигнута.

 

Вот так, ради простого удовлетворения личных потребностей отвернулись от сложной жизни человеческой, совместной, трудной, но развивающей, возвышающей, дающей всем равные шансы на победу, дающей чувство плеча и локтя, чувство уверенности в завтрашнем дне.

 

Ради гниющего и беспросветного поедания, копошения, переваривания и испражнения, ради личностного соревнования и карьерного роста, ради разнообразного секса со всем, что движется, ради короткого мига ощущения власти главного шакала в стае, ради возможности не совершенствовать себя, а рвать глотки слабым. Ради животной силы, ради торжества тупости.

 

Все ради того, чтобы затушить, приглушить этот требовательный, царапающий совесть свет. Свет знаний, свет звезды, Прометеев огонь, святой свет – бессмертный, негаснущий свет. Путеводный, озаряющий цель, дающий развитие в пути – развитие, делающее из животного человека.

 

Вот так ребенок из объекта стал субъектом, так коллективное заменилось личностно-ориентированным.

 

Поменяли цель и стали перестраивать все систему образования. Вот так начались реформы. И, возвращаясь к началу заметки, начинаем знакомство с некоторыми реформаторами.

 

Продолжение следует.


Кульчицкая Анна, РВС.