Круглый стол ОП РФ «Что такое хорошая школа?» 4. Манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Продолжение, начало в

Часть 1 [http://r-v-s.su/statia/kruglyy-stol-chto-takoe-horoshaya-shkola-23102015...],

Часть 2 [http://r-v-s.su/statia/kruglyy-stol-op-rf-chto-takoe-horoshaya-shkola-2-...],

Часть 3 [http://r-v-s.su/statia/kruglyy-stol-oprf-chto-takoe-horoshaya-shkola-3-m...].

Следующий. Асмолов Александр Григорьевич.

О нем я уже упоминала в заметке «Доклад на II съезде Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) 12 июля 2015 года. ФГОС «неразвития» 

[ФГОС "неразвития"].
 

На круглом столе не был, это «совершенно не его уровень». Пожалуй, одна из самых действенных фигур, настоящий реформатор – разрушитель. Считает себя «превосходящим других», интеллигентом, с барской снисходительностью взирает на «детишек неразумных», тупеньких, необразованных. Вокруг него огромная толпа Шариковых из «Собачьего сердца» М. Булгакова. И все эти недоразвитые все силятся, силятся «казаться хорошими», а они – быдло, люмпены, отрыжки тоталитарной системы. 

Уж он к этим недочеловекам как только не обращается, исследует их с психологической точки зрения, с политической, а они – Шариковы. И агрессивные то какие, ужас! Терпимее надо быть к господам, гомункулы! Ой, точнее толерантнее. 

Он, воспитанный в интеллигентных кругах, взращённый на творчестве Б. Окуджавы, А. Галича, мужа сестры писателя В. Тендрякова, поклонник Стругацких («Трудно быть богом»), Михаила Гефтера, надышавшийся воздухом писательского дачного поселка «Красная Пахра», не устает героически учить этот «быдл-класс» принимать бар. 

Учит толерантному отношению, бесконечно рассказывает о том, что нельзя быть цельными, стойкими, «твердыми», уверенными и настойчивыми, нужно быть гибкими, свободными от предрассудков, податливыми, разнообразными, принимающими всех и вся, подчиняющимися, обучаемыми, безвольными. 

Набор этих качеств поможет успешно жить, за небольшое вознаграждение в сфере обслуживания более умных (интеллигентных и т.д.) вы получите комфортное существование. И это и есть счастье, это и есть свобода! Свобода от норм, правил, условностей, этики, морали, воли, усилия, преодоления. 

А для того, чтобы умные и интеллигентные, элитные, которым так «трудно быть Богом» могли работать с материалом (он же народ, он же «быдл-класс», он же обслуживающий персонал) нужно грамотно сортировать вновь народившихся. 

Сначала нужно дать время на то, чтобы полезные качества выявились на питательной среде. Для этих целей вполне подходит дошкольный период с очень удачными детскими садами. Главное, чтобы в природу не вмешивались внешние силы, «полив, питательная почва» - развивающая среда по ФГОС Дошкольного образования – вот все, что нужно. 

Конечно, желательно пораньше начинать профориентацию, можно уже со старшего дошкольного возраста. Вон какой мальчуган, любит стеклышки натирать, на стол накрывать, послушный, тихий – его можно научить быть хорошим барменом, или официантом. Затрат мало, писать (на уровне записи заказа) научим, задачки подберем на счет денег, с процентами познакомим, весом. Ну, еще можно чуть познакомить с окружающим миром: напитки жидкие, спирт горит, масло не отстирывается. И хватит, очень дешево, оптимизируем расходы. 

И для такого отбора очень нужна педология! Это же целая уже разработанная система тестов на выявление, определение способностей! Восстановить и начать применять! Массово! Сразу рассортируем, по профильным учреждениям раздадим, по слоям поделим. Очень удобно. К одаренным – преподавателей побольше, получше, покачественнее, кормить будем по науке, поить натуральными компотами, за здоровьем приглядывать, развивать всесторонне. А если не захотят, так надо – они должны! Их отобрали, они избранные, какая уж тут среда, тут вкалывать надо. Нужны же и Боги тоже, хоть им и трудно…

Для тех, кто будет много платить сделаем все «по заказу». Ведь есть же и у родителей личная свобода, куда деньги вкладывать, например. Можно протестировать богатеньких чад, подобрать штат великолепных психологов, дефектологов, тьютеров – они скорректируют за деньги все и выдадут нужный продукт.

А для «быдл-класса» все попроще, их, главное вовремя отсеять, собрать в одну среднюю общеобразовательную школу и, оптимизируя расходы, научить писать, считать, чуть-чуть читать. Универсальным учебным действиям (УУД) обучить и пораньше профилировать. И привлечь надо заказчиков, чтобы оплачивали обучение будущих специалистов. Кому-то ведь нужны квалифицированные дворники, кому-то квалифицированные слесари, кому-то квалифицированные парикмахеры и т.д. 

Да, забыли! Надо пораньше рассказать материалу о том, откуда дети берутся, какими способами, с кем и как можно удовольствие получать.  Выявим особо продвинутых в области секса, самых озабоченных этим вопросом и уж их научим обслуживать. А то кому же работать в сфере сексуального разнообразия? Не интеллигенции же? Им и так «трудно быть Богом». 

Так, подводим итог. Для обеспечения комфортного существования элит нужны:
- толерантность (в школе отстойнике не хотелось бы резни, да и к Богам надо относиться с полным принятием, да и материал нужен «разнонациональный»);
- педология (а как же еще сортировать «материал»);
- вариативность (программ, учреждений – школы, гимназии, лицеи);
- свобода действий на уровне образовательной организации (каждая школа сама решает как и чему учить);
- отсутствие единых идей, целей, задач, норм заданных государством;
- отсутствие четких стандартов (чтобы не смогли проверить, опротестовать – «стандарт нестандартности»);

Ну, и конечно, крайне необходимо прикрыться звучными именами (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н. и др.) и красивыми терминами (гуманистический, гуманизм, достоинство и др.). И лукаво использовать раскрученные, ярко окрашенные эмоционально термины «тоталитаризм», «одинаковость», «ходить строем», прикрывая ими истинный гуманизм и возможность каждому ребенку стать настоящим человеком.

Итак, Асмолов Александр Григорьевич.
Директор Федерального института развития образования, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова; 
родился 22 февраля 1949 г. в Москве; 
учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской (1966-1968), окончил психологический факультет МГУ в 1972 г., доктор психологических наук, профессор; 1972-1981 - старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии, 1981-1988 - доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова; 
1988-1992 - главный психолог, главный психолог - советник председателя Государственного комитета СССР по народному образованию; 
1992-1996 - заместитель министра образования РФ, входил в состав Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Совета по социальной политике при Президенте РФ, Коллегии Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения, являлся координатором от РФ в рамках российско-американской программы "Глоуб"; 
1996-1998 - заместитель министра, 
1998 - первый заместитель министра общего и профессионального образования РФ, входил в состав Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию, Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности; 
подал в отставку в октябре 1998 г. сразу после назначения новым министром образования В. Филиппова; 
вице-президент Общества психологов РАН; член общественного совета Российского еврейского конгресса. 

Известен как идеолог гуманизации образования, вариативного обучения, допускающего сосуществование школ различных типов (лицеев, гимназий и др.). 

Инициатор упразднения из школьных программ военной подготовки, замены "труда" - основами безопасности жизнедеятельности, введения института школьных психологов. 

Решение об отставке мотивировал в заявлении невозможностью осуществлять в рамках государственной службы демократические преобразования в системе образования. 

В интервью газете "Сегодня" (12.09.98) высказал опасение, что прокоммунистическое правительство (таковым Асмолов считает кабинет Е.Примакова. - Ред.) даст возможность нанести удар по демократической идеологии образования, сократив в учебных планах факультативные часы выбираемых дисциплин, устранив некоторые учебники, допустив националистов к составлению программ по литературе, вернув жесткий образовательный стандарт и ополчившись на лицеи и гимназии. 

Вместе с тем Асмолов утверждает, что вернуть в школы "строевую педагогику" и остановить развитие новой концепции образования уже не удастся, хотя бы потому, что ее поддерживают 65% российских учителей, а еще 20% педагогов не отрицают возможности реформы.
http://viperson.ru/people/asmolov-aleksandr-grigorievich

Интересен показной и демонстративный «финт ушами» с отставкой в 1998 году.
Сюжет НТВ об отставке Асмолова А. Г, следующий день после назначения Филиппова  В. М. «Замминистра с гордостью показывает новые учебники истории, это он их пробивал и то, что в учебных планах осталось только 7 обязательных предметов, остальные на выбор школы, Асмолов считает своей победой… Вот гордость Асмолова, Всемирная декларация прав человека в детском изложении…Асмолов говорит, что нынешнее отступление либерализма продлится недолго» и т.д. в сюжете

 

Отставка, репортаж РТР. «…Асмолов известен своей концепцией вариативного образования, т. е. предоставления школам больших возможностей по выбору дисциплин и учебного материала…» и т.д. в сюжете

 

Интервью с Н. Сванидзе в программе «Подробности». «…Я из советской сборной, с 1988 года, меня пригласил Ягодин…» и многое другое в сюжете

 

Реакция Филиппова В. М.

 

Сванидзе Н. – Асмолов А. «Профессиональный диагноз доктора психологии А. Асмолова … мы имеем дело с реальной сектой, языческой сектой (национал-патриоты) … склонность к ритуальному поведению…на этой неделе эта секта практиковала ритуал отправления на иной свет…» и т.д. в сюжете

 

О «быдл-классе». 
25 августа 2002 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ.
Эфир ведет Нателла Болтянская.
«…появляется поколение, которое я недавно злобно, на что сам на себя разозлился, обозвал "быдл-класс". Не знаю, появился ли в нашей стране "мидл-класс", или средний класс, но "быдл-класса" более, чем достаточно».

Н.БОЛТЯНСКАЯ: "Это же вы самопровозглашенная духовная элита, шестидесятники, загнали нашу страну в пучину перестройки, сделали народ быдл-классом", - сообщение от Сергея.
А.АСМОЛОВ: «С грустью вздыхаю, что по возрасту не совсем получился шестидесятником, но горжусь тем, что почти из-под стола слушал шестидесятников, своего учителя, мужа сестры, писателя В.Тендрякова, в мире которого рос. Слушал приходящих к нам Б.Окуджаву, А.Галича. И абсолютная посылка шестидесятники были впередсмотрящими, чем бы они ни радовали людей, в самые тяжелые времена, когда культура была в очень сложном положении, были свободными людьми и делали этот свободный мир. Совсем недавно у Гордона выступал замечательный врач А.Воробьев, который говорил у нас была культура, и мы не боялись говорить. Именно шестидесятники были противоположными "быдл-классу".
http://asmolovpsy.ru/ru/interview/184

Модернизация образования. «Радио России», 05.06.2000
«…Вот ведь как вышло, ваши идеи, положенные в свое время в основу либеральной доктрины образования, вызвали тогда шквал острейшей критики, оппоненты вас в чем только не упрекали тогда, но, как утверждают эксперты, стратегия развития образования в России, которая подготовлена сейчас Центром Германа Грефа, во многом повторяет вашу концепцию Вы с этим согласны? 

Александр Асмолов: Все эти два года в моем сознании зреет мечта: поспорить с Ярославом Гашеком, написать о тех годах работу, которая бы называлась «Похождения бравого реформатора». Эта книга в стиле «Бравого солдата Швейка» напрямую начиналась бы со слов: «Если хочешь провести реформу образования в России, никому никогда ни при каких условиях не говори слова «реформа».»


И если вы проанализируете все, что делает Центр стратегических разработок Грефа, а более конкретно – возглавившие эту работу Вадим Александрович Филиппов, новый министр образования, работавший тогда и в нашей команде, Я. И. Кузминых, ректор ВШЭ, такой талантливый экономист, как Татьяна Клячко, такой экономист, как Марк Агранович, все это команда, с которой мы имели, подчеркиваю, дело и тогда, работали вместе, они категорически избегают слова «реформа» и очень правильно и четко говорят о модернизации образования». 
http://www.gouo.ru/pinskiy/books/oiro.pdf

С персонального сайта А. Асмолова
Мотивы: 
- От классической психологии адаптивного Человека – к неклассической психологии социальных действий и Конструирования миров
- От безличной психологии познания – к психологии изменяющейся личности в изменяющемся мире (Mobile in Mobiles)
- От Педагогики Дрессуры, Знаний, Умений и Навыков – к Педагогике Вариативного развивающего смыслового образования
- От парадигмы Конфликта к парадигме Толерантности
- От технократической модернизации государства – к социокультурной модернизации общества
- От Культуры Полезности к Культуре Достоинства
http://asmolovpsy.ru/ru

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе:
• организация службы практической психологии образования в СССР и России; разработка программы подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;

• разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;

• участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;

• создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;

• разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г. по настоящее время).

А.Г. Асмолов является главным редактором журнала «Век толерантности».

http://asmolovpsy.ru/ru/biography

О толерантном отношении к секс-меньшинствам.
Новая газета. «Секс в законе. Зачем депутаты лезут к нам в постель: версии историков, политологов и сексолога».
07.11.2014
«ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр АСМОЛОВ, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, вице-президент Российского общества психологов, академик РАО:

— Ряду политиков, разрабатывающих «антисексуальные меры», свойственно демонстрационно-истероидное поведение. Люди, которые пытаются получить контроль над половой жизнью других, ищут эмоциональных поглаживаний от собственных криков. Это попытка неадекватными средствами сделать так, чтобы тебя заметили. Можно играться на территории сексуальных ограничений, а можно предложить посадить Горбачева «за все, что он сделал». Как правило, больше всего говорят о чистоте нравов и недопустимости тех или иных моделей сексуального поведения те, кто когда-то был беспредельно весел и имел бурную сексуальную жизнь. Сейчас наступило время, когда им захотелось не только покаяться лично, но и обвинить во всех смертных грехах остальных…»  и т.д. http://www.novayagazeta.ru/politics/66007.html

«Не надо превращать детей в солдат Урфина Джюса» Психолог Александр Асмолов — о воспитании детей в российских школах на сайте «Медуза». 3.11.2015
«— Ключевая установка в образовании — поддержать разнообразие детства, а не превратить детей в солдат Урфина Джюса. Поэтому я предлагаю формулу, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И еще важно понимать, что детство как этап самоценно. Есть пугающая логика, свойственная культурам, которые мы называем «культурами полезности»: человек рождается не просто так, а для чего-то, ради выполнения тех или иных общественных функций…
В культуре полезности говорят: умные нам не надобны, надобны верные — моя любимая цитата из Стругацких».
https://meduza.io/feature/2015/11/03/ne-nado-prevraschat-detey-v-soldatov-urfina-dzhyusa

«Учительская газета», №46 от 17 ноября 2015 года
«Этюды оптимизма. ​Манифест», А. Асмолов.
«Манифест, символически озаглавленный «Гуманистическая педагогика: XXI век» - это гимн Достоинству Личности, прогрессивной эволюции человечества как восхождению к единству разнообразия в бросающей нашему разуму вызовы сложности и неопределенности современности.
http://www.ug.ru/archive/62650

И все заново: много красивых и известных имен, цитат и много воды, чтобы отмыться, обелить свою грязную работу. Человек, читающий этот этюд, увидев верно окрашенные эмоциональные слова, фразы, фамилии при полном отсутствии смысла внутри, считав отрицательные сигналы («муштра и контроль», «мракобесие») решит, что этот «замечательный и умный» А. Асмолов думает о нем, человеке, старается для его детей. Нет, к сожалению, нет. Этот человек думает о людях, но только кто для него люди? Интеллигенция, элита, свои. А все остальные – «быдл-класс», материал для опытов. 
Чувствуете, какие гуманные эти создатели манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»?


 Кульчицкая Анна, РВС.